Назад

Вход 81

Корень управления, скрытого ради свободы выбора, – в соединениях МА и БАН, и из них идет порядок явного управления – парцуфы Ацилута

Суть этих соединений, когда МА соединился с БАН, есть корень всего управления на самом деле. Он не может открыться, поскольку, напротив, все управление зависит от сокрытия этого корня, ибо тогда люди действуют согласно своим качествам, по своему выбору. А Святой, благословен Он, исполняет свой замысел – чтобы само сокрытие приводило к восстановлению. Поэтому есть порядок, который Всевышний показывает, и это порядок Ацилута с его парцуфами. А есть скрытый корень, и это то, как соединились МА и БАН, и он неизвестен.

Часть 1. Суть этих соединений, когда МА соединился с БАН – если бы МА и БАН соединились лишь прямым образом, то есть каждая сфира с соответствующей ей – Кетер с Кетером, Хохма и Хохмой и т. д., все света внутренние и окружающие и все сосуды внутренние и внешние в них обеих – нам нужно было бы во всей этой теме понять лишь то, что каждая ступень должна состоять из МА и БАН. Но дело обстоит иначе: все парцуфы Ацилут соединены из МА и БАН, но их сфирот МА и БАН не параллельны друг другу. Есть один конкретный порядок, как мы увидим, говоря об отборках, в котором они соединились друг с другом во всех парцуфах. И поскольку есть конкретный порядок, это показывает, что у них есть определенный смысл, иной чем мы бы подумали в случае прямого соединения. Теперь поймем парцуфы Ацилута, их порядки и управление – это единое древо полного управления, которое необходимо для сотворенных. Но прежде всего Ацилута есть соединение МА и БАН, и согласно их соединениям были сделаны парцуфы. Если так, нужно, чтобы был корень управления, выстраивающий эти соединения, а затем выйдет само управление в парцуфах.

Это и есть корень всего управления, но правда в том, что этот порядок неизвестен нам, а порядок парцуфов, из него выходящий, – известен. Отсюда пойми, что порядок Ацилута – это порядок, который Высшая Воля пожелала открыть нам, а тот порядок, что коренится очень глубоко в своем корне, открыть не пожелала. На самом деле – хотя это и не видится таким, но правда в том, что мы видим управление лишь из парцуфов Ацилута. Только мы знаем, что корень его здесь.

Он не может открыться, поскольку это также нужно для управления. Есть причина того, что одно будет открыто, а другое не будет. Поскольку, напротив, все управление зависит от сокрытия этого корня – этот корень является местом знания, в котором открыто все, что будет в дальнейшем, то есть все повреждения в БАН и все исправления для них в МА. Вся работа людей зависит от того, что это Высшее Знание скрыто от них. Если бы они знали, их служение не было бы следствием выбора, и для них не было бы награды и наказания. А поскольку цель управления – дать место для служения, награды и наказания, нужно, чтобы этот корень был скрыт. Потому что тогда люди действуют согласно своим качествам, по своему выбору. Ведь когда знание скрыто, если они сделают нечто, и это исполнится, они не узнают, что уже было известно заранее, что они так поступят. И потому их действия засчитываются им. А если попытаются сделать и не смогут, за их труд все равно будет дана им награда. Но если бы знали, что у них не получится, то не делали бы. И так же все тому подобное. Святой, благословен Он, исполняет свой замысел, ведь в конце концов правда в том, что будет то, о чем знало Знание, но само сокрытие приводит к восстановлению согласно циклу возвращения зла к добру.

Часть 2. Поэтому есть порядок, который Всевышний показывает, поскольку из первого корня управления, о котором мы сказали, делаются парцуфы, и это единый явный порядок. Но известно, что у любого явления, которое мы видим в открытом, всегда есть корень и причина, и ее мы не познаем. И это порядок Ацилута с его парцуфами. А есть скрытый корень, и это то, как соединились МА и БАН, и он неизвестен.

Вход 82

Части душ в общем восстановлении: праведник, которому хорошо, и праведник, которому плохо, коренятся в скрытых соединениях МА и БАН

Исправление, положенное каждой отдельной душе, рождается из порядков этого соединения. Оттуда происходит понятие о праведнике, которому хорошо, и праведнике, которому плохо. Со стороны того, как души коренятся в парцуфах Ацилута, кажется, что все идет неправильно, но тайна на самом деле коренится в этом скрытом соединении.

Исправление, положенное каждой отдельной душе, так как Высшая Мысль не сотворила душ больше, чем работы для них, поскольку она отмеряла все: образ человека – служение и заповеди, и образ человека – души. Получается, что у каждой души есть свое корневое исправление, нацеленное улучшить все аспекты реальности, как это ей подобает. Рождается из порядков этого соединения, поскольку души коренятся на этих ступенях и оттуда получают свои качества согласно корню, к которому прикреплены. Однако то, что души коренятся здесь, это потому что все управление с самого начала и главным образом реализуется в душах, а оттуда протягивается ко всем существам и мирам. Оттуда происходит понятие о праведнике, которому хорошо, и праведнике, которому плохо. Там есть приемлемая причина этих явлений, почему одному праведнику хорошо, а другому плохо. Здесь работает идея «мазаль часа влияет», поскольку он соответствует частному корню, но не в Ацилуте. Со стороны того, как души коренятся в парцуфах Ацилута. Как есть два управления – скрытое и явное – так и души коренятся в них обоих: сначала в скрытом, а затем приходят и укореняются в явном, то есть в Ацилуте. Кажется, что все идет неправильно, и это то, что озадачивало Моше. А Святой, благословен Он, ответил ему (Брахот 7 а): «Помилую того, кого помилую» – даже если он не достоин. Согласно же корню души в Ацилуте, им не должно доставаться то, что достается. Но тайна на самом деле коренится в этом скрытом соединении.

Вход 86

Суть сомнений в «Непознаваемой голове» и их следствия в парцуфах. Явления противоположны, но все они есть

Все виды соединений между МА и БАН, которые могли существовать, действительно были сделаны. И согласно всем им действует основное скрытое управление. Есть противоположные соединения, и несмотря на это, оба они присутствуют, поскольку так составлены парцуфы, и от них обоих в парцуфах присутствуют качества. Согласно их власти наверху, в парцуфах производится то, что производится, но это вовсе не видно и не постижимо. Просто мы знаем, что изменения, пребывающие в парцуфах в разных состояниях, и другие события, возникающие в них, исходят оттуда. Но никто не видит их, каковы они на самом деле.

Часть 1. Все виды соединений между МА и БАН, которые могли существовать, – все это и есть суть сомнений, которые упоминает рав на тему «непознаваемой головы» (Врата Атика, гл. 3-5). Это сомнения, касающиеся соединений МА и БАН. Два затруднения возникают у нас, на первый взгляд, из-за его слов. Во-первых, какова польза в знании этих сомнений? Во-вторых, он и сам говорит, и это необходимо, что как есть сомнения в «непознаваемой голове», так есть и во всех остальных парцуфах. В таком случае спрашивается, в чем смысл называть эту голову «непознаваемой», если и весь остальной Ацилут так же непознаваем? Мы могли бы ответить, сказав: она первая, и в ней эти сомнения рождаются изначально, а вслед за ней протягиваются в Ацилут. Но не похоже, чтобы это имел в виду Рашби. Из его слов в Идре (Малое Собрание, п. 15) видно, что он называет эту голову таким именем в виду ее большого величия и славы, и поэтому она скрыта. Там сказано: «Не знают и неведомо, что находится в той голове, ибо она не примыкает ни к Мудрости, ни к Пониманию». А если так, то весь Ацилут одинаков, и в чем тогда сила ее? В чем ее превосходство, чтобы звать эту голову таким именем?

Но суть в том, что «непознаваемая голова» уготована для определенного управления, и это управление должно быть таким, с этими сомнениям, как покажем далее. Из-за ее силы и власти в парцуфах также присутствуют эти сомнения. Дело в том, что эти сомнения – не такие, как обычные сомнения в быту, когда мы сомневаемся, есть ли тут некая вещь или ее нет. Правда в том, что все, что мы упоминаем в этих сомнениях, – все это существует на самом деле. Отсюда ты также поймешь, с чего бы нам вообще сомневаться в этих вопросах, особенно во всех деталях, которые упоминает рав, и которые бы нам даже на ум не пришли. Допустим, основные сомнения – есть ли там света и сосуды БАН, и все, что от этого зависит, – само собой заставляет нас сомневаться. Но остальные вопросы – откуда вообще берутся сомнения в них?

Но суть в том, что сама эта голова в меру того, что постигают в ней, вызывает эти сомнения, потому что в один раз видно, что в ней есть одно, а во второй раз – другое. Если бы она была совсем скрыта, мы высказались бы одной фразой, что она и все ее нюансы неизвестны нам, и не стали бы пускаться в детализацию сомнений. Но суть в том, что сказано ранее – что все эти явления видны из нее, только невозможно уяснить их или установить хоть одну вещь в них с определенностью. Это как ты уже слышал (входы 6-7), что всякое управление – это один свет, и когда видят этот свет, понимают это управление или эту идею. А «непознаваемая голова» – это такой вид света, который бежит и возвращается (см. Малое Собрание, п. 15). В ней видны все эти явления, и невозможно утвердить ни одно из них. Словом, само видение в ней сомнительно, без какого-либо постоянства. В первый момент видно, что это одна вещь, а если дальше смотрят на нее же, кажется, что она не такая, но изменяется иным образом.

Действительно были сделаны, – это все пути, по которым благо может распространяться, чтобы вернуть зло к добру, и это просто. Ведь если бы недоставало одного из соединений, то не хватало бы и одного исправления, а нужно, чтобы все было исправлено. Напротив, сила сочетаний детальным образом сочетает одну вещь с другой, все части со всеми частями.

И согласно всем им действует основное скрытое управление. Законы этого управления, о котором мы говорим, и есть эти соединения. Это значит, что как у явного управления частные законы, то есть законы парцуфов и все, что от них зависит – порядки, достаточные, чтобы руководить всем сущим, – так и в этом скрытом управлении есть частные законы, достаточные, чтобы с его помощью руководить всем, и это данные соединения. Взгляни на различие между скрытым [управлением] и явным: в явном видны все его проявления, каждое отдельно, и мы устанавливаем, что все они существуют. А в скрытом проявления неизвестны, но законы его известны в силу сомнений. Видя несколько видов путей, узнаем, что все эти пути существуют. Но, глядя на нее [голову], невозможно установить ничего. Напротив, она переходит от любой вещи к ее противоположности.

Есть противоположные соединения – через сочетания, поскольку все простые [сущности] сочетаются каждая со всеми, и получаются действительно противоположные соединения. И несмотря на это, оба они присутствуют – это не трудно: оба присутствуют, поскольку каждый властвует над отдельным предметом. И у парцуфов также есть свойства от одного и от другого. Поскольку так составлены парцуфы, и от них обоих в парцуфах присутствуют качества – просто иногда властвует одна сила и качество, а иногда другая.

Часть 2. Согласно их власти наверху, в парцуфах производится то, что производится. Поскольку мы сказали, что парцуфы связаны с этими соединениями, и что от этих соединений в парцуфах присутствуют качества, согласно изменениям во власти соединений должна меняться и власть качеств в парцуфах. Но это вовсе не видно и не постижимо – то есть этот корень неизвестен, поскольку не раскрывается. Просто мы знаем, что изменения, пребывающие в парцуфах – сами изменения мы видим в парцуфах – в разных состояниях, и другие события, возникающие в них, то есть иногда в парцуфах видна власть светов и исправлений, а иногда – недостатки. Это все то, что объясняется в сомнениях у рава, все варианты в их состояниях или в чем-то другом, что там объясняется. Исходят отсюда – как мы и говорим, «непознаваемая голова» является корнем этого, и эти изменения происходят от нее. Но никто не видит их, каковы они на самом деле – поскольку корень не виден, невозможно постичь их по-настоящему и дойти до их устройства.