Имена планетарных ангелов

Тема планетарных ангелов – одна из наиболее запутанных в оккультной традиции. Их имена существенно различаются в разных источниках, порождая путаницу и непонимание. Знание этих ангельских имен становится актуальным в практической магии, где они призываются для операций семи планет, для помощи в подчинении низших духов или во время освящения талисманов, воплощающих планетарные силы.

Книга ангела Разиэля

Одна из известных в Каббале версий распределения ангелов по управлению планетами встречается в «Книге ангела Разиэля». Стоящая за этой книгой легенда гласит, будто бы она содержит учение, которое Разиэль открыл Адаму уже после его грехопадения. Впрочем, даже беглый анализ выявляет гораздо более позднее время написания этого текста. Поскольку она претендует на ангельское происхождение, неудивительно, что она содержит в себе довольно много сведений о различных ангелах вообще и кое-что об ангелах семи планет в частности.

Согласно этой книге, над каждой из планет Богом назначен свой ангел. Их порядок следующий:

  • Михаэль – Сатурн,
  • Бархиэль – Юпитер,
  • Гавриэль – Марс,
  • Рефаэль – Солнце,
  • Хасдиэль – Венера,
  • Цадкиэль – Меркурий,
  • Анаэль – Луна.

Михаэль (מיכאל) является наиболее известным ангелом, поскольку прямым текстом упоминается в Танахе (Даниэль, гл. 12:1) Там он показан как покровитель народа Израиля и, возможно, поэтому соотносится в «Книге Разиэля» с Сатурном. Ведь среди семи дней недели Сатурну принадлежит суббота, которая является священным днем в иудаизме. Связь Сатурна с субботой известна практически во всех оккультных системах древних народов. В еврейском языке это дополнительно выражается тем, что Сатурн называется «шабтай» – от слова «шабат», суббота.

Имя Бархиэль (ברכיאל) происходит от слова «браха», означающего благословение. Таким образом, это благословляющий ангел, передающий добрые влияния, что вполне соответствует астрологическим представлениям о Юпитере как о доброй планете.

Имя Гавриэль (גבריאל) происходит от слова «гвура», которое означает силу, мужество, отвагу. Как хорошо известно знатокам Каббалы, это также название пятой из десяти сфирот. Обычно именно с ней соотносится Марс, который также астрологически воплощает схожие качества. Согласно своему имени, Гавриэль является суровым и могущественным ангелом – вероятно, наделенным воинственной природой.

Рефаэль (רפאל) по этимологии связан с исцелением (рефуа). Здесь он соответствует Солнцу, поскольку именно оно среди всех планет астрологии отвечает за жизненные силы. Очевидно, что Солнце является главным источником энергии и жизни для всех планет. От него же черпает свое здоровье и человек. Этот вывод легко подтверждается сравнением еврейской каббалистической системы с пантеонами языческих религий. К примеру, в греческой мифологии Апполон, бывший олицетворением Солнца, помимо того, что отвечал за искусство и красоту, нес на себе также и целительские функции. У пророка Махахи (3:20) есть известное выражение о том, что для трепещущих перед именем Божьим в будущем воссияет «Солнце справедливости с исцелением на крыльях».

Хасдиэль (חסדיאל) происходит от слова «хесед», то есть милость или милосердие. Это название еще одной из сфирот. В отличие от Гвуры, принадлежащей левой линии, Хесед расположен напротив нее справа. Как известно, правая линия древа сфирот – это линия милосердия, а левая – линия суровости или суда. Венера и Марс как раз представляют такую пару противоположностей. В наиболее распространенной модели соотнесения планет и сфирот Венера связана со сфирой Нецах (также правая линия, но ниже, чем Хесед). Однако есть и другая модель, где Венера занимает место в Хеседе, напротив Марса. Как планета, отвечающая за симпатии и любовь, она вполне соответствует ангелу с таким именем.

Цадкиэль (צדקיאל) происходит от слова «цедек». Буквально оно означает справедливость, но также является и еврейским названием планеты Юпитер. С этой точки зрения, ангел Цадкиэль должен покровительствовать Юпитеру, и, как мы увидим далее, обычно его именно так и воспринимают. По какой причине он оказался связан с Меркурием в «Книге Разиэля», можно лишь догадываться. В некоторых случаях, в зависимости от необходимости, магические процедуры требуют призывать не тех ангелов, которые воплощают энергию данной стихии или планеты, а противоположных им – с целью создать компенсаторный баланс, произвести сдерживание определенной силы через ее противоположность ради обретения большего контроля над ней. Поскольку Меркурий и Юпитер являются противоположными планетами (как на зодиакальном круге, так и на древе сфирот), здесь могла бы работать та же логика. Однако, если бы эта логика применялась последовательно, то Гавриэль должен был бы оказаться соотнесен с Венерой, а не с Марсом.

Наконец, остается имя Анаэль (ענאל), которое трудно образовать от какого-либо известного еврейского слова. Возможно, оно происходит от глагола «отвечать» (לענות), и поскольку этот ангел ближе остальных к земному миру, он скорее отвечает на обращения со стороны людей. Как мы увидим далее, Анаэль также встречается и в других источниках, однако там связывается уже не с Луной.

Следует отметить, что существует более одной версии «Книги ангела Разиэля», и не во всех версиях список ангелов совпадает. Пример хорошей систематизаторской работы по этому предмету можно увидеть в комментарии Арье Каплана к Сефер Ецира, где он приводит сравнительную таблицу, показывающую отношение ангелов к семи планетам из нескольких различных каббалистических источников. В частности, там же даются по меньшей мере два варианта, берущие начало из «Книги ангела Разиэля».

Как будет показано далее, тема планетарных ангелов породила хаос, в первую очередь, из-за многочисленных искажений имен, проникших в книги более поздних авторов. Как правило, эти искажения расцветают на почве плохого знания языка, из которого пришли ангельские имена. Но, к сожалению, искажения присутствуют и у еврейских авторов, для которых язык, казалось бы, не должен был стать проблемой. Упомянутый ранее Арье Каплан безусловно знал иврит, но книги свои писал на английском. Впоследствии, когда их стали переводить на иврит, имя Бархиэля (ברכיאל) превратилось в Баркиэля (ברקיאל). В таком прочтении оно уже ассоциируется со словом «барак», то есть молния, а не благословение. Легко понять, почему буква Каф, которая может читаться одинаково с Куф, оказалась случайно заменена на нее.

Основная каббалистическая система

Несмотря на то, что в традиции практической Каббалы за «Книгой ангела Разиэля» закрепилось весьма почтенное место, приводимое в ней распределение ангелов по планетам почти не повлияло на последующую оккультную практику. Вместо этого гораздо больший вес и авторитет возымели системы, идущие из ряда других еврейских магических книг – таких как «Шушан, основа мира» (שושן יסוד עולם) и «Камень оникс» (אבן השוהם). Вот как выглядит в этих источниках ангельский порядок:

  • Сатурн – Кафциэль,
  • Юпитер – Цадкиэль,
  • Марс – Самаэль,
  • Солнце – Рефаэль,
  • Венера – Анаэль,
  • Меркурий – Михаэль,
  • Луна – Гавриэль.

Разобрав подробно список имен в том виде, как он был представлен в «Книге ангела Разиэля», проанализируем теперь вкратце и этот альтернативный список.

Имя Кафциэль (קפציאל) происходит от глагола «кафац», означающего прыжок. Вероятно, этот ангел отличается способностью к быстрому перемещению на большие расстояния[1]. Известное еврейское выражение «кфицат дерех» (прыжок дороги) указывает на способность, приписываемую некоторым праведникам и чудотворцам, мгновенно перемещаться в другую географическую точку.

Цадкиэль происходит от слова «цедек», которое, как уже отмечалось, является также и названием Юпитера, что в данном случае сразу дает верное соотнесение этого ангела со своей планетой.

Самаэль (סמאל) – широко известный ангел, воспринимаемый в иудаизме и в Каббале как князь всех сил тьмы, а также ангел-покровитель Эсава, брата Яакова. Вместе со своей супругой Лилит он считается главой демонической иерархии, его имя можно часто встретить в черной магии. Буквально оно означает «яд Божий» (хотя «сам» – это не только яд, но и любой эликсир).

Касательно Рефаэля здесь не требуется никаких дополнений к сказанному ранее.

Анаэль, которого мы уже видели в предыдущем источнике связанным с Луной, здесь ставится в соответствие Венере. Так или иначе, его природа очевидно женственная, поскольку и Луна, и Венера являются «женскими» планетами в астрологии.

Михаэль в данной системе появляется как ангел Меркурия, что косвенно подтверждается гематрией его имени. Если подсчитать числовое значение всей суммы букв его имени, получится 111. Такое же число дает гематрия названия Меркурия – Кохав Хама (כוכב חמה). Поскольку с другими ангельскими именами подсчет гематрий не приводит ни к каким значимым числовым равенствам, этому методу нельзя приписывать решающей роли в прояснении планетарных качеств ангелов. Однако он может, по меньшей мере, послужить мнемонической подсказкой для лучшего запоминания.

Гавриэль, вопреки тому, что его имя указывает на силу и суровость, здесь рассматривается как лунный ангел. Как мы увидим впоследствии, именно эта роль прочно закрепилась за ним в последующих магических источниках.

Обратим внимание на то, что в обоих обсуждаемых нами списках ангелов неизменно присутствуют трое из четырех архангелов стихий. Действительно, как правило, они встречаются в квартете: это Михаэль, Гавриэль, Рефаэль и Уриэль. Их соотнесение с четырьмя элементами – водой, огнем, землей и воздухом – известно, начиная с Тикуней Зоѓар, и в дальнейшем мы часто можем встретить их в магической литературе как архангелов, председательствующих над стихиями и правящих каждый со своей стороны горизонта. В списке планетарных ангелов, как можно заметить, нет Уриэля, тогда как остальные трое занимают в нем видное место. Это наблюдение касается не только двух изложенных систем (из «Книги ангела Разиэля» и из «Шушан, основы мира»), но и абсолютно всех каббалистически-ориентированных подходов к этому вопросу у авторов всех эпох и народов: Уриэля нет нигде, а остальные трое есть везде.

Та система семи планетарных ангелов, которую мы обсуждали в этом разделе, использовалась и другими еврейскими магами и каббалистами. Среди наиболее видных из них можно упомянуть Хаима Виталя, который ссылается на нее в своей «Книге Жребиев». Уже в самом начале этой книги даются указания о том, в какие дни лучше использовать жребии для получения ответов на свои вопросы. Поэтому автор не обходит стороной и вопрос об ангелах, управляющих днями недели. А поскольку в неделе семь дней и, по всеобщему признанию, правят ими семь планет, то и ангелов естественным образом насчитывается тоже семь. Список, который приводит Хаим Виталь, полностью совпадает с тем, что мы только что рассматривали, поэтому не будем здесь его дублировать.

Учитывая тот факт, что именно этих соответствий между ангелами и планетами придерживалось заметное число практиков, будем называть эту систему «основной каббалистической». Как скоро станет ясно, она осталась основной и для большинства магических школ Запада, однако параллельно существуют и альтернативные.

«Оккультная философия» Агриппы

В третьей книге «Оккультной философии» (гл. 24) Генрих Корнелий Агриппа приводит два списка планетарных ангелов, первый из которых заимствован из основной каббалистической системы. Сперва Агриппа устанавливает тот факт, что зачастую имена ангелов являются производными от их должностей:

«Поскольку имя, которое могло бы выразить природу божественности или всю силу ангельских сущностей, не может быть воссоздано никаким человеческим голосом, следовательно, имена по большей части возлагаются на них согласно их делам, обозначая некоторую конкретную должность или эффект, который требуется от этого сонма духов».

Именно к этому виду Агриппа относит такие известные ангельские имена как Разиэль, Гавриэль, Михаэль, Рефаэль и Ханиэль, а затем приводит первый вариант планетарных ангелов[2], «полученный от многих древних еврейских патриархов». В списке Агриппы они выглядят следующим образом:

  • Сатурн – Цафкиэль,
  • Юпитер – Цадкиэль,
  • Марс – Камаэль,
  • Солнце – Рефаэль,
  • Венера – Ханиэль,
  • Меркурий – Михаэль,
  • Луна – Гавриэль.

Читатель легко заметит, что по большей части это все та же основная каббалистическая система, но с некоторыми отличиями.

Над Сатурном согласно «Оккультной философии» правит Цафкиэль (צפקיאל) вместо Кафциэля (קפציאל). Как несложно заметить, различие – лишь в порядке букв. Очевидно, здесь произошла ошибка, в результате которой буквы в имени этого ангела поменялись местами. К сожалению, именно в таком искаженном виде он и сохранился во многих последующих книгах по магии. Дополнительным аргументом может послужить то, что для слова «Цафкиэль» невозможно выделить какой-либо понятный лексический корень. А ведь Агриппа уже сказал нам, что имена ангелов обозначают должности и, следовательно, происходят от слов в языке, которые выражают этот смысл (как мы помним, для имени Кафциэль смысл нашелся без каких-либо трудностей).

Ангел Марса – Камаэль – очевидно, возник как искажение Самаэля. Различные европейские гримуары и переводы с иврита, которыми мог пользоваться Агриппа, наверняка использовали латинскую букву С, а она, как известно, в зависимости от языка и буквосочетания может означать звуки «с», «ц» или «к». Именно так Самаэль превратился в Камаэля.

Впрочем, неисключено и то, что Агриппа (либо источники, из которых он черпал информацию) сознательно пришли к выводу, что ангелом Марса не может быть Самаэль. Ведь если, как уже говорилось, Самаэль представляет вершину мирового зла, было бы странно, чтобы он оказался одним из семи планетарных ангелов. В таком случае его статус сразу упал бы до уровня его «товарищей» по управлению планетами и потерял бы всякую исключительность. Вдобавок, приписывание Марсу власти Самаэля превращает и саму эту планету в наших глазах в некое средоточие мирового зла. И хотя Марс действительно считается в астрологии «злой» планетой, все же не до такой степени, чтобы ассоциироваться с абсолютным мировым злом.

Поэтому представляется вероятным, что, обнаружив в каком-либо из промежуточных источников имя Camael (по-латински), Агриппа отказался верить в то, что это тот самый Самаэль, и оставил его в таком альтернативном написании.

Для Венеры здесь приводится имя Ханиэль, что может являться искаженным вариантом Анаэля. Однако есть основания предполагать, что Ханиэль имеет собственный еврейский корень и должен записываться как חניאל. В таком случае он происходит от слова «хен» (חן), означающего милость, прелесть, обаяние, очарование. Именно такой точки зрения придерживается Дональд Тайсон, современный комментатор Агриппы, переводя имя Ханиэль как «grace of God»[3]. Очевидно, такое значение вполне созвучно с качествами Венеры. Его также легко связать с Ханой, женой Элканы, упомянутой в Танахе (1-я Книга Шмуэля, гл. 1). Она долгое время была бездетной, из-за чего сильно страдала. После искренней молитвы к Богу, она наконец забеременела и подарила мужу ребенка.

Как известно, Венера относится в Каббале к 7-й сфире – Нецах. Там же расположено божественное имя Цваот, которое Хана произносила в своей молитве[4]. При таком взгляде логично, что и Ханиэль, которого теперь можно понимать как «ангела Ханы», попадает в сфиру Нецах и связывается именно с Венерой.

В отношении Юпитера, Солнца, Меркурия и Луны никаких дополнительных комментариев не требуется. Впрочем, отметим еще несколько моментов, касающихся написания и произношения даже тех имен, в истинности которых нет сомнений.

Агриппа писал свою книгу на латинском, сегодня она наиболее известна в английском переводе. Поскольку в латинском алфавите нет буквы Ц, вместо нее обычно используют Z. В дальнейшем иногда это порождает новые ошибки: когда, к примеру, ту же книгу с английского переводят на русский, то вместо Цадкиэля может появиться Задкиэль. В таком случае это уже ошибка не Агриппы и не английского переводчика, а русского. Таким же путем возникает и Зафкиэль.

Кроме того, приходится учитывать, что такие наиболее известные ангельские имена как Михаэль, Гавриэль и Рефаэль давно прижились в разных языках и обрели там собственное звучание. Они же используются у разных народов как имена людей. Поэтому нет ничего удивительного, если в некоторых книгах или переводах Михаэль может стать Михаилом, или Майклом, или Мишелем и т. д. У Гавриэля меняется буква, и он становится Габриэлем (или Гавриилом), Рефаэль – Рафаэлем (Рафаилом). Такие нюансы я опускаю и не буду комментировать их, обсуждая ангельские системы у других авторов.

«О семи вторичных причинах» Тритемия

Сразу же вслед за первым Агриппа приводит в той же главе и другой список планетарных ангелов:

«Впрочем, некоторые расписывали их по звездам под несколько иными именами, говоря, что над Сатурном поставлен разум, называемый Орифиэлем; над Юпитером – Захариэль; над Марсом – Замаэль; над Солнцем – Михаэль; над Венерой – Анаэль; над Меркурием – Рефаэль; над Луной – Гавриэль».

На первый взгляд, непонятно, что это за «некоторые», кому пришло на ум составить такой порядок. Однако Агриппа тотчас раскрывает свой источник. Он упоминает правление каждого из этих ангелов (или разумов) по 354 года и 4 месяца, а также порядок их чередования, добавляя затем:

«Аббат Тритемий написал императору Максимилиану специальный трактат касательно этого, и тот, кто тщательно изучит его, может выводить из него великое знание о будущих временах».

Действительно, перу Иоганна Тритемия, который был учителем Агриппы в оккультизме, принадлежит книга «О семи вторичных причинах»[5]. В ней он излагает порядок правления этих планетарных разумов (ангелов), объясняя, какое сходство признаки той или иной эпохи имеют с качествами соответствующей планеты. Число лет, в течение которых каждый из ангелов осуществляет свое правление, тоже установлено неслучайно. Это длина лунного года: учитывая, что лунный месяц (синодический период Луны) длится примерно 29,53 земных суток, полный год из двенадцати месяцев окажется равен 354,36 суток. Если теперь изменить масштаб времени, взяв годы вместо суток, получим интервалы, указанные у Тритемия. Рассчет показывает, что результат оказался не совсем точным (погрешность около 0,02 суток), но это может быть связано со слегка отличным представлением о длине лунного цикла в эпоху Тритемия.

В списке ангелов из книги Тритемия Михаэль и Рефаэль поменялись местами. Связь Михаэля с Солнцем (а не Меркурием) выглядит достаточно естественно: Михаэль – самый известный и важный ангел. В Танахе он представлен как покровитель избранного Богом народа Израиля; в последствии христиане, считавшие избранным народом себя, рассматривали Михаэля как своего покровителя. Фактически, этот ангел занимает центральное место в духовной системе и, следовательно, напоминает Солнце как центр планетарной системы. Вдобавок, в католической традиции Михаэль обычно предстает в огненных тонах – держит пылающий меч, излучает жар и свет[6]. Этим он также сходен с природой Солнца.

«Замаэль» в написании Агриппы – это все тот же Самаэль (уже представший перед нами ранее и как Камаэль). В самой книге Тритемия используется как раз правильное написание «Samael».

Новыми именами, которые не встречались в предыдущих списках, являются Орифиэль и Захариэль. Их происхождение неизвестно, и способ, которым Тритемий пришел к этим именам, остается загадкой. Первый из них не выводится ни от какого известного еврейского корня. Второй может быть произведен от слова «мужчина», либо от слова «помнить» (оба идут от одного корня «захар», זכר).

В еврейских источниках также можно встретить замену Михаэля и Рефаэля. Уже упомянутый ранее Арье Каплан ссылается на раби Элиэзера из Гермизы, который в своем комментарии к Сефер Ецира также придерживался этой замены.

Пьетро де-Абано и «Гептамерон»

Мы видели, что именно первые две позиции в списке Тритемия (Сатурн и Юпитер) представлены ангелами с незнакомыми именами, которые не встречались в более ранних источниках. Аналогичная ситуация – в магической системе Пьетро де-Абано[7]. Наиболее ярко она представлена в гримуаре под названием «Гептамерон», повествующем о вызове семи планетарных ангелов. Каждый из них связан с одним из семи небосводов, упомянутых в Талмуде (Хагига 12 б). Так древние еврейские мудрецы рассматривали устройство неба. К этому примыкает и астрологическое знание о планетах и управляемых ими знаках Зодиака.

Ангелы планет вместе с названиями небосводов и магическими печатями, как они приводятся в “Гептамероне”

Ангелы у де-Абано распределяются следующим образом:

  • Сатурн – Кассиэль,
  • Юпитер – Сахиэль,
  • Марс – Самаэль,
  • Солнце – Михаэль,
  • Венера – Анаэль,
  • Меркурий – Рефаэль,
  • Луна – Гавриэль.
Пьетро де-Абано

Здесь последние пять ангелов совпадают с теми, что приведены у Тритемия, тогда как ангелы Сатурна и Юпитера носят незнакомые имена. Не все исследователи уверены, является ли «Гептамерон» произведением самого де-Абано, однако он очевидно лежит в русле той же магической системы. Доказательство видят в другой книге этого автора – «Согласование противоречий между медициной и философией[8]», где присутствует такой же список ангелов. Есть мнение, что этот список де-Абано заимствовал у Аверроэса[9].

С точки зрения иврита имена Кассиэль и Сахиэль не вызывают ассоциаций ни с какими известными словами или языковыми корнями. Учитывая, что хронологически труды де-Абано предшествовали трудам Тритемия примерно на два столетия, велика вероятность того, что именно Тритемий, увидев эти странные имена в Гептамероне, усомнился в их подлинности и стал подыскивать другие, пока в итоге не нашел или не открыл каким-то образом Орифиэля и Захариэля.

Оккультные системы последних столетий

Подводя итоги всего проделанного анализа, можно с уверенностью говорить о трех системах планетарных ангелов, которые, начиная с эпохи ренессанса, прочно вошли в западный оккультизм.

  • Основная каббалистическая система (изначальная, либо с вариациями Агриппы),
  • Система Пьетро де-Абано,
  • Система Иоганна Тритемия.

Если обратиться к классическим трудам по оккультизму последних двух столетий,  в них мы увидим явное следование какой-либо из этих систем, а иногда сразу двум из них. Сами по себе эти расхождения в более современных книгах вызвали бы у неподготовленного читателя крайне противоречивые впечатления, но после того, как нам удалось проследить ангельские имена в традиции до нескольких основных первоисточников, будет несложно увидеть, что поздние авторы расходятся лишь в том, на какой из сложившихся подходов они опираются.

  1. Элифас Леви – «Учение и ритуал высшей магии»

В 7-й главе «Учения» Элифас Леви дает следующую характеристику планетарным ангелам:

«В еврейской Каббале Солнце представляет ангела света; Луна – ангела стремлений и мечтаний; Марс – ангела-истребителя; Венера – ангела любви; Меркурий – ангела прогресса; Юпитер – ангела могущества; Сатурн – ангела пустошей. Их называют также Михаэлем, Гавриэлем, Самаэлем, Анаэлем, Рафаэлем, Захариэлем и Орифиэлем».

Если сравнить, в каком порядке здесь названы планеты и в каком ангелы, сразу станет очевидно, что автор полностью передает систему Тритемия. Это соответствует его общему высокому отношению к Тритемию и его работе «О семи вторичных причинах», которую он вкратце пересказывает и стремится развить в предпоследней главе всей своей книги. Элифас Леви не погружается в анализ и разбор других порядков планетарных ангелов, не стремится их сравнивать. Однако как большому приверженцу Агриппы, ему, конечно же, была известна, как минимум, «основная каббалистическая» система. Видимо, в принятии имен, используемых Тритемием, он видел некую дополнительную перспективу.

  1. Орден «Золотой Зари»

В книге Исраэля Регарди «Полная система Золотой Зари» среди материалов второй лекции знаний приведена таблица со всеми ангельскими соответствиями для десяти сфирот. Но поскольку соответствия планет и сфирот в «Золотой Заре» хорошо известны, то можно сразу же увидеть здесь и ответ на вопрос о распределении ангелов по планетам. Вслед за этой таблицей идет еще одна, где другие ангелы напрямую поставлены напротив планет. Из двух этих таблиц очевидно, что в «Золотой Заре» использовали сразу и основную каббалистическую систему в версии Агриппы, и систему Пьетро де-Абано. Считалось, что ангелы де-Абано стоят ниже иерархически, чем те, что упомянуты у Агриппы. В примерах ритуалов, приводимых в шестой книге, хорошо видно, как эти знания использовались на практике. Легко могла сложиться ситуация, когда, например, для ритуала Солнца сначала заклинался Рефаэль (согласно основной каббалистической системе), а затем он должен был помочь призвать на помощь Михаэля, который в системе де-Абано также соответствовал Солнцу – и это несмотря на то, что в той же основной каббалистической Михаэль был связан с Меркурием.

В последующей литературе, которая следует за системой «Золотой Зари», естественно, воспроизводится та же самая конструкция – полностью, либо в усеченном варианте, чтобы не перегружать читателя. В «Большом ключе Соломона» в издании МакГрегора Мазерса, руководителя «Золотой Зари», также приводится в начале таблица с планетарными ангелами, повторяющая материалы ордена.

  1. Григорий Мебес – «Энциклопедия оккультизма»

В «Энциклопедии оккультизма» – одном из крайне немногочисленных трудов по оккультизму, изначально написанных на русском языке, – в лекции, посвященной 16-му аркану и церемониальной магии, дается таблица планетарных ангелов. Для Сатурна и Юпитера в ней даны два варианта имен.

  • Сатурн – Cassiel (כשיאל) или Shebtaiel (שבטיאל)
  • Юпитер – Sachiel (סכיאל) или Zadkiel (צדכיאל)
  • Марс – Kemael (כמאל)
  • Солнце – Michael (מיכאל)
  • Венера – Haniel (הניאל)
  • Меркурий – Raphael (רפאל)
  • Луна – Gabriel (גבריאל)

Здесь в целом угадывается присутствие системы де-Абано, хотя «Кемаэль» и «Ханиэль» явно пришли от Агриппы. При этом по понятным причинам именно для ангелов Сатурна и Юпитера даются еще имена: уже знакомый нам Цадкиэль (написанный с ошибкой) и доселе нигде не встреченный Шебтиэль. Это имя, по-видимому, произведено от слова «шабат». В таком случае его нужно было бы писать так: שבתיאל.

Альтернативные взгляды на планетарных существ

Все рассмотренные в предыдущих разделах имена ангелов можно условно назвать «каббалистическими». Все они происходят от иврита или, по меньшей мере, с претензией на иврит. На это, в первую очередь, указывает характерное окончание «-эль» у каждого имени. Сюда же можно было бы добавить и имена планетарных разумов и духов, связанных с магическими квадратами. Однако они представляют принципиально иную категорию, так как главное в их написании – равенство гематрий с числами квадратов. Некоторые из них также организованы «на еврейский манер».

Олимпийские духи из “Магии Арбателя”

Совсем иначе выглядят имена так называемых «олимпийских духов», также рассматриваемых как управляющих планетами и некими макроисторическими циклами. Встретить их можно в «Тайном гримуаре Туриэля» или в «Книге магии Арбателя». Среди этих имен лишь Офиэля, относящегося к Меркурию, можно считать «каббалистическим». Эти «олимпийские» имена получили гораздо меньше распространения в практике – во-первых, из-за своего непонятного происхождения и лексического значения; во-вторых, из-за предупреждений автора «Арбателя», который сам говорит о том, что имена устаревают и перестают вызывать желаемый эффект[10].

Выводы

После всего проделанного анализа сами собой напрашиваются несколько выводов:

1) Система Тритемия не предлагалась для использования в ритуальной практике. Заниматься ей имеет смысл лишь в тех рамках, для которых ее ввел сам Тритемий, то есть для подсчета исторических периодов и циклов по предложенному им методу.

2) Наиболее практической является основная каббалистическая система, и если опираться на нее, то безусловно имеет смысл работать только с правильно написанными и произносимыми именами, избавившись от всех искажений, возникших у Агриппы или других более поздних авторов.

3) Система Пьетро де-Абано может применяться в тех практиках, где она фигурирует (например, в «Гептамероне»), но ее совмещение с основной каббалистической приводит к противоречивым конструкциям.

4) Поскольку все эти имена планетарных ангелов идут из иврита, наиболее надежными следует считать те, которые даны в еврейских первоисточниках. В них заключено еще много информации об ангелах, включая то, что уже приводилось со ссылкой на «Книгу ангела Разиэля», а также обширные сведения из «Книги небесных чертогов» (Сефер Эйхалот) и др.

Примечания

[1] Это утверждение в любом случае едва ли стоит понимать в физическом смысле, поскольку все ангелы нематериальны и не ограничены законами физики в своих перемещениях.

[2]  Очевидно, что сам Агриппа этот вариант считал основным, так как именно его он повторяет в 10-й главе второй книги «Оккультной философии» в таблице, резюмирующей все соответствия для числа семь.

[3] У самого же Агриппы оно переводится как «слава Бога» (glory of God).

[4] Талмуд (Брахот 31 б) особо подчеркивает, что Хана была первой, кто использовал это имя в обращении к Богу. «Цваот» означает воинства или множества. Хана сказала Богу: «Владыка мира! Среди всех множеств, что Ты создал в своем мире, неужели Тебе трудно дать мне одного ребенка?»

[5] Это же название иногда переводят как «О семи вторичных разумах», поскольку перечисленные планетарные правители называются «разумами» семи планет. У самого Тритемия, если следить по тексту, термины «разум» и «ангел» являются синонимами – он использует их наравне, не давая им каких-либо отличительных определений. В последующей оккультной литературе встречаются попытки их различить.

[6] Согласно Тикуней Зоѓар (105 б), Михаэль среди четырех главных архангелов соответствует воде, а не огню.

[7] В переводах на русский этого средневекового оккультиста часто называют Петр Абанский.

[8] Conciliator differentiarum philosophorum [et] medicorum

[9] В частности, об этом говорит Д. Тайсон в примечаниях к «Оккультной философии» Агриппы со ссылкой на Торндайка.

[10]  В 18-м афоризме книги он говорит: «Имена олимпийских духов по-разному передаются у разных авторов. Действительны только те имена, что сообщены самим явившемся духом… сила имен редко бывает более сорока лет».

    2 Комментария

  1. -Позновательно.-

Оставьте ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.