Туз Чаш
Рука держит чашу, наполненную вином. Это еще один обязательный атрибут в ритуале Авдала (см. Туз Свечей) – даже более важный, чем остальные, поскольку именно вино призвано освящать субботу как при ее наступлении, так и после ее исхода [кто не пьет алкоголь, использует виноградный сок вместо вина]. На чаше выгравированы завершающие слова благословения на вино: «Творец виноградного плода». Принято наполнять чашу до краев и даже позволять вину слегка перелиться через край в качестве знака – чтобы наступающая неделя принесла с собой изобилие духовных и материальных благ.
Эта карта указывает на силу стихии воды, а также на удовольствие, эмоции, чувственное восприятие и душевную гармонию.
Двойка Чаш
Под развесистым оливковым деревом стоят две чаши: одна наполнена маслинами, а вторая пуста. Маслины (и получаемое из них оливковое масло, используемое для освещения) символизировали мудрость в разных культурах, включая и еврейскую. В Талмуде к словам пророка о том, что «Бог дает мудрость мудрым» говорится, что полный сосуд наполняется еще больше, а пустой так и остается пустым. Иными словами, чтобы умножать мудрость, нужно иметь ее.
Это одна из самых неоднозначных карт в колоде. Она может указывать на неравное распределение ресурсов, на частичную реализацию ожиданий или на то, что от намеченного пути пройдена лишь половина.
Тройка Чаш
На этой карте изображено омовение рук (нетилат ядаим), которое предписано совершать после пробуждения ото сна или перед тем, как приступить к трапезе с хлебом. Чаши здесь неслучайно обладают двумя ручками. Алаха предписывает браться поочередно за каждую из них так, чтобы правая рука лила воду на левую, а левая – на правую. Мудрецы древности ввели этот ритуал для простых людей как уподобление омовению, совершаемому жрецами перед служением в Храме. Они считали, что именно такой порядок действий прогоняет с рук человека дух нечистоты.
Эта карта указывает на очищение, освобождение от того, что удерживает; на подготовку к важному процессу или событию.
Четверка Чаш
За столом в первую ночь Песаха принято выпивать четыре бокала. Первый знаменует наступление праздника, второй связан с чтением Пасхальной Агады, повествующей об исходе из Египта, третий идет в благодарность за пищу, а четвертый завершает весь Седер. У хасида, изображенного на карте, три бокала уже выпиты, а на столе лежат куски мацы, книга с Агадой и особое пасхальное блюдо с разложенными на нем предметами. Поскольку исторически Песах связан с поспешностью (из-за чего при исходе из Египта маца осталась пресной и не успела закваситься), да и в наше время Седер заповедано завершать до полуночи, благо, на которое укажет эта карта, может потребовать от человека некоторой расторопности.
Пятерка Чаш
Нищий сидит среди мусора и просит милостыню. В его руке чаша для сбора пожертвований, другие чаши брошены на землю. Богатый в одежде с золотой каймой, с ожерельем и кольцом, проходит мимо, не обращая внимания на нуждающегося. Как известно, подавать милостыню бедным, да и вообще заниматься благотворительностью – одна из важных заповедей (см. Четверка Монет). Однако в Торе предсказано, что «не переведется нищий на земле» – даже хорошо обеспеченный человек в один момент может скатиться в бедность и нужду, когда ему некому будет помочь.
Эта карта указывает на безответную просьбу о помощи, на бессердечие и равнодушие к нуждам других.
Шестерка Чаш
В стране Израиля первых дождей ждут в конце осени, а упоминать о них в ежедневных молитвах начинают с праздника Шмини Ацерет (см. Четверка Мечей). После летнего зноя первый дождь воспринимается как благословение с небес, от которого оживает и расцветает вся растительная природа. Недаром в Торе обещано, что дождь придет в свое время в награду за праведность живущих в стране, тогда как засуха знаменует недовольство людскими прегрешениями.
Эта карта указывает на благо, которое изливается само по себе. Возможно, человек заслужил его, однако для него причинно-следственная связь неочевидна. И чтобы не упустить это благо, главное – вовремя подставить сосуд, который оно сможет наполнить.
Семерка Чаш
Женщина, стоя у витрины или прилавка магазина, торгующего посудой и всякими безделушками, выбирает чашу для своего дома. Не имея явного религиозного подтекста, эта карта указывает на альтернативы и выбор, на торговлю и ассортимент или на интерес к приобретению нового. Зеленый попугай, сидящий на козырьке витрины, символизирует любопытство, готовность увлечься чем-то ярким и блестящим. Ведь зачастую именно такие чувства движут людьми, открывающими сезон покупок.
Восьмерка Чаш
Мужчина окунает чаши в микву – ритуальный бассейн для омовения. Тора повествует о том, как сыны Израиля, вернувшись после победы над мидьянцами, принесли с собой немало трофеев. Моше и Элазар повелели очистить все металлические изделия огнем или водой. Окунание посуды в микву требует, чтобы вода свободно охватывала весь предмет, соприкасаясь с каждой точкой его поверхности. Вот почему в этом процессе посуду не держат руками.
Эта карта созвучна с Тройкой Чаш и указывает на очищение и приготовление каких-то предметов, средств или ресурсов. Она может, к примеру, означать человека, заботящегося о настройке оборудования или «отмывающего» деньги в бизнесе.
Девятка Чаш
В праздник Пурим, выпадающий на середину месяца Адар, принято не жалеть алкоголя и напиваться настолько, чтобы не отличать Мордехая от Амана (см. Повешенный). Каждый год в этот день перечитывают Мегилу – книгу Эстер, повествующую о чудесном избавлении народа Израиля от злодейского замысла Амана. Это один из самых веселых праздников, часто включающий маскарад и переодевания, подарки, танцы и угощения. Его встречают в кругу семьи, в гостях или на вечеринках.
Эта карта означает радость и веселье, размывание границ и возможность позволять себе больше, чем можно в обычном состоянии. Она сочетает позитивные эмоции с изрядной долей хаоса и потерей контроля.
Десятка Чаш
«Тогда наслаждаться будешь Богом, и Я возвезду тебя на высоты земли, и накормлю тебя наследием Яакова, отца твоего, ибо уста Бога изрекли это».
Кульминация масти чаш отражает неизмеримое наслаждение, источником которого является сам Бог. Вот почему Его имя начертано на главной чаше, из которой благодать разливается по всем остальным. Здесь находит свое заключительное выражение тот импульс, что впервые проявлен в Тузе этой масти. Однако, в отличие от Туза, Десятка показывает его уже реализованным – ведь теперь это благо изливается не впустую, а наполняет тех, кто готов прильнуть к этому неиссякаемому источнику.
Принцесса Чаш
Пророчица Мирьям (Мириам), сестра Моше и Аарона. Ее имя в переводе означает «горькое море», и вся ее история постоянно оказывается связанной с водой. Именно Мирьям отправляет младенца Моше в корзине по реке Нил, после чего его находит дочь фараона. Здесь же мы видим Мирьям танцующей и поющей хвалебную песнь Богу после того, как Он потопил египетское войско, преследующее евреев, в Красном море. В руках пророчицы – тимпан, музыкальный инструмент, подобный бубну. В Талмуде говорится, что Бог не радуется, когда Его творения тонут, даже если это великие злодеи, однако радует других. И Мирьям в своем пении и танце передает эту радость.
Эта карта указывает на человека, способного внести веселье в общество, открыть сердца других людей, заставить струны души вибрировать в унисон. Возможна связь с музыкой и танцем.
Принц Чаш
Йосеф (Иосиф), сын Яакова. Всю жизнь он видел вещие сны, а впоследствии научился толковать сны других. Когда он был юношей, братья продали его в рабство в Египет, где он, сначала попав в дом к Потиферу, а затем в тюрьму, в итоге возвысился благодаря своим навыкам сновидца и толкователя. Его называли «Раскрывающий тайное», сам он говорил, что гадает по чаше. Фараон сделал его своим наместником, оставив в его руках всю экономику страны. В итоге его братья вынуждены были сами приехать в Египет, и Йосеф простил их, несмотря на совершенное против него зло. На карте Принц Чаш представлен восседающим на сфинксе, что указывает на способность разрешать загадки и на овладение Египтом – колыбелью магии и тайн. Йосеф связан со знаком Рыб, и потому ему обещано, что потомки его расплодятся, как рыбы в воде.
Эта карта указывает на чуткого, мягкого и снисходительного человека, мечтателя, фантазера или медиума, который не всегда отличает сон от реальности. В результате своих талантов или помощи высших сил он может высоко подняться.
Королева Чаш
Ривка (Ревекка), жена Ицхака, мать Яакова и Эсава. Когда Элиэзер, раб Авраама, приехал в поисках девушки, которая могла бы стать женой для сына его хозяина, он попросил знак свыше: лишь та, кто будет готова напоить водой усталого путника и его верблюдов, окажется достойна этой участи. И Ривка, не зная о том, что ее ждет, тотчас начерпала из колодца воды для него и его верблюдов, предложив ему утолить жажду. Ее водный знак – Скорпион – включающий чуткость и заботу о других, имеет также и обратную сторону: достижение своих целей через обман. Пожелав, чтобы благословение получил ее сын Яаков, она сделала для него покровы из козьей шерсти, чтобы в глазах отца он был похож на Эсава.
Король Чаш
Авраам, муж Сары, отец Ицхака. Считается первым человеком, который заново провозгласил и стал распространять веру в Единого Бога после того, как в течение нескольких поколений она была почти забыта. Наиболее известен своим гостеприимством: он приглашал путников в свой шатер, давая им еду и кров, а затем призывал их благодарить Всевышнего за все эти блага. Будучи пастухом, как и его потомки, он накопил много скота и стал весьма богатым. Королю Чаш соответствует знак Рака, дающий способность хорошо чувствовать людей и понимать их нужды, заботиться, помогать и обеспечивать.