Назад

Еврейское Таро

Старшие Арканы

Старшие арканы Еврейского Таро связаны с сюжетами и персонажами Танаха (Ветхого Завета). В них привычные образы Таро предстают подчас с неожиданной стороны, однако глубокое изучение темы открывает, что многие из этих сюжетов стояли у истоков Таро изначально, еще прежде, чем бурный поток разнообразных авторских колод совершенно размыл всякие рамки канона.

Вдумчивый практик Таро откроет для себя, как гармонично и целостно соединяются в этих арканах толковательные значения с каббалистическими соответствиями дереву сфирот и буквам еврейского алфавита. В свою очередь стихии, планеты и знаки Зодиака, традиционно связываемые с этими буквами, также нашли здесь свое отражение. Следующие далее описания арканов не исчерпывают их смыслов. Подробнее о них и их каббалистических связях и соответствиях Вы можете узнать на специальном обучающем курсе по Еврейскому Таро.

Автор колоды “Еврейское Таро”: Бецалэль Ариэли

Художник: Йосеф Иорданишвили

Дух Божий

«В начале сотворил Бог небо и землю. Земля была пуста и хаотична, и тьма над бездной, и дух Божий витал над поверхностью воды» (Берешит 1:1-2).

На этой карте мы видим дух Божий, простирающий свои крылья над океаном, в форме первой буквы еврейского алфавита – Алеф. Он выражает начало творения, свободу и легкость, характерные для того, чей потенциал еще не воплотился ни в каких конкретных формах. Далее, как известно, Бог создал свет и отделил его от тьмы. На первой карте «Еврейского Таро» крылья духа разделяют между светом и тьмой. В таком значении каббалисты обычно понимали форму буквы Алеф.

Маг

В образе мага перед нами предстает царь Шломо (Соломон). Традиция действительно свидетельствует о нем как о могущественном маге, способном подчинять себе демонов и силы природы. Он изображен стоящим в магическом круге, содержащем имена Бога и ангелов. Вокруг него вращаются символы четырех стихий – огня, воды, воздуха и земли, которыми он повелевает. Неслучайно именно Соломону приписывается множество магических книг (гримуаров), таких как «Завещание Соломона», «Ключ Соломона» и проч. Писание говорит, что его мудрость превосходила мудрость египтян и сынов Востока. Он понимал все травы, деревья, камни и т. д.

Карта «Маг» указывает на контроль, эффективность, умение. Она дает хороший знак в работе, но может намекать и на чрезмерную самонадеянность.

Шхина

«Шхина» в Танахе – это присутствие Бога в сотворенном мире. Каббалисты рассматривают Шхину как женскую ипостась Бога. Здесь она предстает сидящей в мистическом храме меж двух колонн и держащей свиток Торы. Платье ее украшено алфавитом ангелов, сохранившемся в традиции. Именно Шхина присматривает за сотворенным миром и осуществляет надзор над созданиями. Она наделена качествами покровительства и в этом аспекте может представлять материнство, будучи великой Матерью всего живого.

 

 

Царица Эстер

Эстер (Эсфирь) – урожденная Адаса, ставшая женой персидского царя Ахашвероша (Артаксеркса). Ее забрали в царский дворец, не спросив ее согласия, вместе с множеством других девушек. Но среди всех именно она приглянулась царю своей красотой. Став царицей, она благородно использовала свое новое положение и помогла предотвратить истребление народа Израиля, задуманное Аманом (см. аркан «Повешенный»). В Талмуде упоминается, что Эстер – видоизмененное имя аккадской богини Иштар, сочетающей в себе качества Венеры и Марса. Все, кто видел Эстер, не могли оставаться равнодушными к ее красоте.

Карта «Царица Эстер» знаменует красоту, доброту и самоотверженную помощь, но иногда может означать мстительность или коварство.

Исход из Египта

Когда Бог посредством Моше (Моисея) обрушил на Египет десять казней вследствие нежелания фараона отпустить евреев из рабства (см. аркан «Смерть»), фараону все-таки пришлось уступить. Однако его согласие длилось недолго. Собрав армию, он пустился в погоню за уходящими из его страны рабами. Египтяне настигли евреев возле Красного моря. В тот момент воды моря расступились, и народ Израиля перешел на другой берег. Фараон же со своим войском, начав преследовать их, утонул в сомкнувшейся над ним морской пучине.

Карта «Исход из Египта» указывает на вызволение, освобождение и уход от прошлого, однако может означать и обратное – преследование, попытку удержать нечто, с чем Вы не готовы расстаться.

Верховный Жрец

Первый верховный жрец (первосвященник) Израиля – Аарон. Когда представители других родов Израиля оспаривали его право на жречество, они сложили вместе свои посохи, но в знак избранности свыше именно посох Аарона покрылся цветами. На этой карте Аарон держит расцветший посох; он облачен в жреческие одежды, включая нагрудник с двенадцатью камнями и золотую налобную пластину с надпистью «Святое для Бога» (קדש ליהוה). Вторая его рука показывает жест благословения, которым и сегодня пользуются коэны в синагогах, благословляя народ. Именно с попущения Аарона был создан золотой телец.

Карта «Верховный Жрец» означает хранителя знания или учителя. Она указывает на миролюбие и компромиссы, иногда доходящие до потакания своим или чужим слабостям.

Два Пути

Яаков (Иаков), возвращаясь на родину из дома Лавана вместе с двумя женами и детьми, услышал, что навстречу ему идет его брат Эсав (Исав) с войском. Двое этих братьев были близнецами, но их характеры и жизненные пути кардинально различались. Эсав был «человеком поля», добывающим пропитание мечом. Яаков же был «человеком кротким, живущим в шатрах». Расстались они не в добрых чувствах – Яакову пришлось поспешно уходить, спасаясь от гнева брата. Грядущая новая встреча с ним предвещала опасность. Яаков сделал приготовления и принял меры предосторожности. Тем не менее, Эсав не держал зла на него. Встретились они по-братски.

Карта «Два Пути» указывает на развилку, дающую кардинально разные сценарии, и необходимость выбирать. Она также может означать семейные или дружеские встречи.

Колесница

В первой главе своей книги пророк Ихезкель (Иезекииль) описывает видение небесной колесницы, представшее его взору. Это происходило на реке Квар. Колесницу несли крылатые существа с лицами льва, быка, орла и человека. Над их головами простирался «ужасающий лед», на котором был воздвигнут сапфировый престол. Фигура, сидящая на нем, была окружена огнем и сиянием. В последующей традиции вокруг этого пророческого видения сложилась эзотерическая система, известная как «Маасе Меркава». Образ колесницы для каббалистов стал символом структуры духовных миров. Эта система также включала визионерскую практику, позволявшую путешествовать по этим мирам, общаться с ангелами, созерцать божественный престол.

Сила

На этой карте изображен Шимшон (Самсон), побеждающий льва (это описано в 14-й главе Книги Судей). Как известно, его сила была несравнима, и враги боялись переступить ему дорогу. Позади него – одна из его любовниц с ложкой меда в руке. Несмотря на свой героический нрав и отвагу, Шимшон был чрезмерно увлечен своими страстями и слеп во многих вопросах. В итоге враги предательски лишили его силы. Разбитые колонны на земле напоминают о его трагическом конце, когда ему с выколотыми глазами пришлось обрушить здание на себя и своих врагов.

Карта «Сила» может говорить об эффективности и успехе там, где нужно действовать, но она также предостерегает о том, что Вашей силой могут манипулировать другие, более хитрые субъекты.

Отшельник

Здесь изображен Моше (Моисей), стоящий перед горящим кустом. Сбежав из Египта, он добрался до дома Итро (Иофора), который отдал ему в жены свою дочь Ципору (Сепфору). Моше стал пастухом и однажды, когда он зашел в степи на отдаленную территорию, ему открылось это удивительное видение. Из горящего куста он услышал голос Бога, повелевающий ему вернуться в Египет и вызволить народ Израиля из рабства. На Моше одет талит – традиционная одежда, используемая в иудаизме по сей день. В его руках – посох, которым ему предстоит творить чудеса на глазах у фараона и его слуг.

Карта «Отшельник» означает отход от привычной деятельности, ведущий к новому пониманию или прозрению в важном вопросе. Но также она может указывать на одиночество или изоляцию.

Колесо Провидения

Иллюстрация этой карты может напомнить то, что мы видели в аркане Колесница. Действительно, колесо из нее представляет собой механизм, с помощью которого Бог осуществляет Свое провидение – управляет земным миром. Такое колесо содержит четыре стихии и представляет также зодиакальный круг, а четыре животных на нем – фиксированные знаки астрологии. Поскольку понятие «фортуна» (или удача) имеет языческое происхождение и подразумевает случайность или некую прихоть судьбы, чуждую справедливому закону, оно несвойственно еврейскому мировоззрению. Вместо более привычного «Колеса Фортуны» в нашей колоде появляется «Колесо Провидения», указывающее на разумную систему управления миром.

Справедливость

Рош а-Шана – новый год в еврейском календаре, который также считается днем суда. В это время Бог взвешивает заслуги людей напротив их прегрешений, вынося каждому справедливый приговор. Как говорит Талмуд, совершенные праведники тотчас записываются в книгу жизни, совершенные грешники – в книгу смерти, а средние остаются в неопределенности до Йом Кипура (Дня Искупления). Большие весы, служащие для оценки добродетелей и пороков человека, занимают центр карты, а три книги расположены наверху. Тот факт, что светлая чаша весов слегка перевешивает, дает надежду на благоприятный вердикт.

Карта «Справедливость» указывает на рациональный подход, честность, взвешенное решение. Она может означать и юридические дела, судебные разбирательства.

Повешенный

На этой карте изображен Аман, придворный персидского царя Ахашвероша (см. аркан «Царица Эстер») и один из главных врагов Израиля. Задумав истребить всех евреев в царстве, он не забыл и приготовить дерево, чтобы повесить на нем своего главного противника – Мордехая. Однако благодаря Эстер гнев царя обратился против Амана, и его самого повесили на том же дереве. В этом аркане, помимо традиционных значений «Повешенного», присутствует и тема расплаты за ошибки или грехи прошлого.

 

 

Смерть

Прежде, чем фараон согласился отпустить народ Израиля для служения Богу (см. аркан «Исход из Египта»), он долго сопротивлялся. Посредством Моше Бог обрушил на Египет десять казней: 1) кровавая вода, 2) жабы, 3) вши, 4) стаи животных, 5) мор скота, 6) язвы, 7) град, 8) саранча, 9) тьма), 10) гибель первенцев. На карте мы видим все эти кары (кроме тьмы), а фараон восседает в образ крокодила (каким он представлен у пророка Ихезкеля), оплакивая своего умершего сына. Рассказывается, что Бог сам прошел через весь Египет, убивая каждого первенца, и в этом заключена сила данного аркана – сила смерти. Очевидно, что в предсказаниях выпадение этой карты не сулит хорошего. Но помимо перечисленного, она может указывать на непреодолимое умпрямство, с которым человек игнорирует все посылаемые ему знаки. Ведь именно умпрямство фараона стало причиной этих бед.

Умеренность

На этой карте – история, послужившая причиной празднования Хануки. После победы Маккавеев над иноземными захватчиками жрецы Израиля вернулись в Иерусалимский Храм и обнаружили его в запустении. Они принялись восстанавливать его и вновь начали проводить служение. Однако среди сосудов с маслом нашелся лишь один, который не был осквернен. На первый взгляд, его должно было хватить лишь на день. Однако произошло чудо, и это масло горело восемь дней – все время, пока не изготовили новое. На карте мы видим первосвященника и его помощника, которые зажигают менору (храмовый светильник), знаменуя возобновление священного служения. Среди прочего, эту историю можно истолковать и как необходимость экономно расходовать даже скромные ресурсы, имеющиеся в нашем распоряжении. Именно такая трактовка связывает этот аркан с качеством умеренности.

Дьявол

Когда Яаков возвращался в родные места из дома Лавана, ему пришлось готовиться к встрече с Эсавом (см. аркан «Два Пути»). Ночью на него напало существо, которое мудрецы Талмуда считают ангелом Эсава – Самаэлем. В традиции у него много имен: его называли Сатаной и ангелом смерти, его же отождествляют со «злым началом», обитающим в душе любого человека. Яаков боролся с ним до рассвета и победил, однако напоследок Самаэль повредил правое бедро Яакова, из-за чего тот стал хромать. Яаков не соглашался отпустить поверженного врага, пока тот не благословит его. Именно этот ангел дал ему имя Исраэль (Израиль), что стало также именем всех его потомков – народа Израиля.

Карта «Дьявол» в нашей колоде, прежде всего, означает врага, борьбу, противостояние. Она может сулить боль или травмы.

Башня

Темой этого аркана стала вавилонская башня. Согласно талмудической легенде, она состояла из трех больших этажей, да и сами ее строители поделились на три группы: одни хотели, чтобы она спасла их от потопа (если он повторится), другие желали объявить войну Богу и потому поставили на вершину башни идола с мечом, третьи хотели сделать ее капищем для служения звездам. Бог наказал их различным способом: одних рассеял по всей земле, другим смешал языки, а третьих превратил в демонов и обезьян. На нашей карте мы видим, как башня уже начала разрушаться, а часть строителей стала обезьянами. Этот аркан, в первую очередь, говорит о крахе совместного проекта из-за непонимания и неспособности найти общий язык.

Звезда

Царь Давид, однажды ночью взирая с крыши дворца, увидел обнаженную купающуюся женщину. Как он выяснил, это была Бат-Шева (Вирсавия). Поскольку Давид захотел ее и не мог сдержать свою страсть, он отправил ее мужа на войну, надеясь, что тот погибнет. В итоге так и произошло. Бат-Шева стала женой Давида, и у них родился Шломо (Соломон) – будущий царь Израиля. В книге Зоѓар приводится диалог Бога с ангелом Дума, наместником ада, о том, является ли этот поступок Давида грехом, за который его следует отправить в преисподнюю. Как бы то ни было, эта карта означает соблазны, мечты и страстные желания, порождающие фантазии и иллюзии. Она может быть безобидной в некоторых ситуациях, но в других – способна толкнуть человека на необдуманные поступки.

Луна

Согласно легенде из Талмуда, сначала Бог создал Солнце и Луну равными по размеру. В Торе они называются «двумя великими светилами», но сразу вслед за тем Луна названа «меньшим» светилом, а Солнце – «большим». Это потому, что Луна стала жаловаться Творцу, говоря: «Разве могут два царя пользоваться одной короной?» На это Бог ответил ей: «Так иди и уменьши себя!» На этой карте Луна теряет свою корону. Она отвернулась от Солнца (освещающего ее затылок) и плачет из-за унижения, которое ей пришлось претерпеть. Однако не заключена ли причина этого в ее собственных неразумных требованиях?

Карта «Луна» указывает на потерю статуса, понижение в должности, лишение почестей и заслуг, унижение, ощущение себя несправедливо обиженным.

Солнце

Йеошуа бин-Нун (Иисус Навин) ввел народ Израиля в Землю Обетованную после смерти Моше. В битве с эморейцами он воспел песнь, обращенную к небесам, приказав Солнцу остановиться. И Солнце послушалось, продолжая освещать поле боя почти целые сутки. Это позволило евреям одержать победу над врагами. На этой карте Йеошуа стоит во главе армии, а на его голове наложен тфилин. Он способен повелевать силой, которая значительно превосходит его самого. Эта карта означает власть и возможность снискать благосклонность более высоких сил. Она указывает на ситуацию, когда вышестоящим приходится исполнить желание тех, кто внизу. Это также хороший знак для победы в любом деле.

Суд

На этой карте мы видим оживление мертвых, обещанное еврейскими пророками. Как известно (см. 12-ю главу книги Даниэля), настоящий суд начнется лишь после того, как мертвые воскреснут. Ангел трубит в шофар (рог) с небес, и это напоминает заповеданное трубление в Йом Кипур юбилейного года, когда рабов необходимо было отпустить на свободу. Так и здесь под звук шофара люди освобождаются от оков смерти, возрождаясь к новой жизни.

Эта карта указывает на перемены, носящие, как правило, масштабный характер и затрагивающие более, чем одного человека. Сверху идет некий посыл, реакция на который делит людей на группы и категории.

Мир

Небесный Иерусалим в руках Бога. В Псалмах Иерусалим назван «городом, собранным воедино». Говорят, что земному Иерусалиму соответствует небесный, который сольется с ним в конце времен. В этом небесном граде уже воздвигнут третий храм (на смену двум разрушенным). Мы также видим там двенадцать ворот по числу сыновей Яакова, ставших родоначальниками племен (колен) Израиля. Перед этим зрелищем распахиваются врата, о которых псалмопевец говорил: «Вознесите, врата, главы ваши и возвысьтесь, двери вечные, и войдет Царь славы».

Карта «Мир» означает завершение, воплощение идеи, увековечивание, обретение и овладение желаемым.