-
Откуда происходит Каббала?
Это один из вопросов, на которые едва ли возможно дать точный и исчерпывающий ответ. Как и вокруг многих эзотерических учений, вокруг Каббалы существуют свои мифы и гипотезы. Если говорить обобщенно, в основе Каббалы лежат духовные откровения, полученные мудрецами и пророками древности, и развитые затем благодаря аналогиям и исследованию в стройную систему. Можно с уверенностью сказать, что уже с раннего средневековья существовали отдельные ключевые тексты (к примеру, Сефер Ецира), легшие в основу Каббалы как более организованного учения, а в позднее средневековье Каббала оформилась как система и с тех пор непрерывно развивается.
Согласно версии, распространенной среди оккультных школ последних столетий, Каббала представляет квинтэссенцию эзотерических знаний Древнего Египта, полученную Моисеем и заново сформулированную как часть Устной Торы для народа Израиля. Согласно версии иудаизма, Каббала была дарована народу Израиля вместе с остальными частями Торы во время синайского откровения. Важно отметить, что обе эти версии прослеживают истоки Каббалы со второго тысячелетия до н. э. Современная академическая наука не находит явных подтверждений существования специфически каббалистических текстов до эпохи Средневековья, при этом тот факт, что Каббала во многом опирается на священные писания древности (Танах, Талмуд и др.) никем не отрицается.
-
Является ли Каббала религиозным учением?
Каббала в течение значительной части своей истории развивалась внутри религии иудаизма. Наиболее выдающиеся каббалисты были глубоко религиозными людьми. Также и христианские каббалисты, в основном, были в тесной связи со своей религией. Тем не менее, из этого не следует делать вывод, что Каббала – это религия или ее часть. Скорее, указанные выше факты связаны с тем, что до XVIII – XIX веков религия имела большое влияние на общество, и выдающиеся мыслители, ученые, деятели искусства и т. д., как правило, были религиозными людьми. По мере развития общества само отношение к религии переосмысляется, и эзотерические знания переходят в самостоятельную категорию, обретая способность существовать и развиваться за пределами религиозной общины. Такой же путь проходит и Каббала.
-
Является ли Каббала исключительно еврейским учением?
Нет, таковым она не является. Среди каббалистов последних шести столетий можно указать много имен как евреев, так и представителей других народов (в основном, европейских). Во многом этот вопрос связан с предыдущим, поскольку с точки зрения иудаизма Каббала – часть Устной Торы, а вся Устная Тора предназначена для евреев. Тем не менее, история уже доказала, что Каббала изучалась и развивалась в различных школах – как в ешивах иудаизма, так и в масонских ложах, розенкрейцерских орденах, в философских школах мыслителей Ренессанса, а в настоящее время – в школах современной эзотерики и различных онлайн-проектах в Интернете. Большинство из этих объединений не были напрямую связаны с евреями.
-
Верно ли, что Каббалой нельзя заниматься до 40 лет?
Такого требования нет ни в еврейской литературе по Алахе (религиозный закон), ни в трудах авторов и школ, развивавших каббалистическую традицию. Скорее, подобное требование возникало среди отдельных раввинов, пытавшихся по своему усмотрению сдерживать чрезмерное распространение Каббалы, которое им виделось опасным для общества. Против такого возрастного требования однозначно говорит и тот факт, что большинство великих каббалистов начинали изучать эти знания задолго до 40 лет, часто даже еще в детстве (в пример можно привести Ари, Рамхаля, Виленского Гаона и др.) Среди них были и такие, кто умирал, не дожив до 40 лет, и при этом успевал достичь в Каббале больших высот. Можно заключить, что возрастные требования вообще не имеют никакого отношения к сути обсуждаемого вопроса.
-
Могут ли женщины изучать Каббалу, или это занятие только для мужчин?
Среди каббалистов прошлого, в основном, преобладают мужчины. Это имеет те же причины, по которым мужчины оставили гораздо больший, чем женщины, след в истории науки или философии. Тем не менее, нет никаких объективных причин, по которым женщины не могли бы изучать Каббалу.
-
Были ли в истории какие-то известные женщины-каббалисты?
В тех эзотерических школах, где женщины не допускались к обучению, естественно, не могло появиться выдающихся женщин-эзотериков, достигших значительных результатов в любой области, в том числе и в Каббале. С другой стороны, в тех школах, где женщины участвовали наравне с мужчинами, они также достигали значительных результатов. К первому типу школ можно отнести религиозные еврейские ешивы каббалистов, а также ордена регулярного масонства или оккультные ордена, созданные для регулярных масонов. Ко второму типу – такие ордена, как Золотая Заря или Орден Восточных Тамплиеров. Среди школ второго типа женщины-каббалисты были. В качестве примера можно назвать Дион Форчун, написавшую книгу «Мистическая Каббала», которую сегодня можно уже считать классикой.
-
Что Каббала говорит о Боге?
Каббала говорит, что суть Бога непостижима, однако Он проявляется в сотворенной Вселенной, а человек способен постигать Бога через Его проявления. Этим проявлениям каббалисты дают отдельные имена. Между различными проявлениями Бога можно выделить определенные отношения, что позволяет организовать их в систему и изучать уже не как Абсолют (поскольку Абсолют изучать все равно невозможно), а как относительный божественный мир.
-
Можно ли кратко сформулировать основной принцип Каббалы?
Основной принцип Каббалы – это аналогия между божественным миром и материальным миром. В первую очередь, это включает аналогию между Богом и человеком. Именно это утверждают священные писания, говоря, что человек был создан «по образу и подобию» Бога. Из этой аналогии вытекает множество выводов об устройстве духовных миров, их сил, обитающих в них существах и о том, как все это проявляется в жизни человека и может быть им сознательно использовано. На этом же принципе строится понимание того, какой путь развития уготован человеку, и как он может пройти этот путь, реализовав скрытый в нем божественный потенциал.
Данный принцип аналогии роднит Каббалу с другими фундаментальными Оккультными Науками. Вкратце он известен по Изумрудной Скрижали Гермеса Трисмегиста, где сказано: «То, что наверху, аналогично тому, что внизу, а то, что внизу, аналогично тому, что наверху». Это позволяет рассматривать Каббалу как раздел Оккультной Науки.
-
Какое место Каббала занимает в составе Оккультной Науки?
В западной оккультной традиции Каббала заняла центральное место приблизительно с XV-XVI веков. Среди различных теософских систем (т. е. таких, которые описывают динамику божественного мира) Каббала оказалась наиболее точной, разработанной, доступной, сохранившейся в целости и отвечающей практическим нуждам и культуре европейских мистиков. Описывая духовные корни сил, действующих в материальном мире, Каббала смогла занять верхний этаж над астрологией и алхимией. По этой же причине Каббала задает структуру и значения арканов Таро. На основе каббалистических законов строятся ритуалы посвящения и магические практики, а имена Бога, ангелов и демонов, известные из Каббалы, используются в них как основной инструмент.
-
Существуют ли в Оккультизме иные теософские системы, представляющие альтернативу Каббале?
По-видимому, у наиболее развитых древних народов существовали свои теософские системы. В этой связи Каббалу нередко ставят в соотношение с системой древних египтян (см. ответ №1). Однако эти древние теософии дошли до наших дней в плохой сохранности, поскольку их непосредственные носители давно исчезли из нашего мира. Эти знания могут представлять предмет интеллектуальных спекуляций и фрагментарно использоваться как дополнительный материал в работе оккультиста, но они недостаточны для построения Оккультной Науки на их основе.
На шаг ближе стоят античные мистико-философские системы. Чаще всего в этой связи упоминается пифагореизм, однако в виду отсутствия первоисточников (письменных трудов самого Пифагора) область для сравнения и использования здесь также невелика. Платонизм и неоплатонизм дают больше материала для оккультиста. Как пифагореизм, так и платонизм имеют глубокое внутреннее родство с Каббалой, и потому в Оккультизме рассматриваются как одно целое с ней. С другой стороны, аристотелизм в течение многих веков был оппонентом Каббалы в философском диспуте. «Война» каббалистов и перипатетиков (последователей Аристотеля) закончилась уверенной победой каббалистов как в иудаизме, так и в эзотерических школах Европы.
-
Существует ли связь между Каббалой и магией?
Магия существует в различных формах, но если говорить о западной церемониальной магии, ее связь с Каббалой несомненна. Главным образом, она выражается в используемых еврейских буквах, божественных именах и прочих словах на иврите, произносимых как часть молитв и магических заклинаний и наносимых на талисманы, амулеты, камеи и т. д. Каббалисты делят свое знание на умозрительную и практическую Каббалу. По факту «практическая Каббала» является магией, опирающейся на духовные законы, известные из Каббалы умозрительной.
-
Является ли магия злом? Находится ли ее источник у дьявола, демонических сил и т. д.?
Магия сама по себе не является ни добром, ни злом. Это не более, чем действие с помощью законов духовного мира. Магия как учение (Оккультизм) показывает эти духовные законы, помогая человеку вести более разумную жизнь. Поскольку одним из таких законов является закон о действии и противодействии, образованному магу очевидно, что любое совершенное им зло навлечет встречное зло на него самого. Следовательно, знание и владение магией скорее повышает нравственность человека, помогая ему избегать вреда для себя и окружающих. Высшим источником сил, работающих в магии, является Бог, как и источником любых других сил во Вселенной. Тем не менее, человек по своей воле или в результате слабости способен употребить магическую силу во зло. В этом отношении магию можно сравнить с физикой, которая не является ни добром, ни злом, и в целом способствует более разумному отношению к природе, однако в руках человека может породить как инструмент спасения, так и страшное оружие истребления.
-
Если магия – не зло, а лишь разумное применение законов природы, а Каббала, воспринимаемая иудаизмом как часть Устной Торы, содержит в себе магию, почему же иудаизм как религия осуждает магию?
Этот вопрос возникает часто, однако базируется он на недоразумении. Нам неизвестно в точности, что именно осуждает иудаизм. В Торе перечисляется ряд оккультных практик, которые попадают под запрет. Некоторые из них имеют определения в религиозной литературе (хотя и весьма расплывчатые), другие вызывают лишь споры. В этом списке запрещенных практик встречается слово «кишуф» (כישוף), которое обычно переводят как «колдовство». Точное определение «колдовства» в литературе по Алахе отсутствует. Какая именно практика подразумевалась в тексте изначально, можно лишь догадываться по косвенным признакам.
С другой стороны, среди оккультистов, активно занимавшихся магией, проводится разграничение между собственно «магией» в высшем смысле и «колдовством». Парацельс, известный оккультист XVI века, говорит, что магия и колдовство – как свет и тьма. Элифас Леви в XIX веке писал, что маг – верховный первосвященник природы, тогда как колдун лишь оскверняет ее. Из всего этого видно, что магия и колдовство – это противоположное использование духовных сил (см. ответ №13). Следовательно, если под колдовством понимать использование магической силы во зло, можно уверенно утверждать, что такое колдовство осуждается как религией (иудаизмом, христианством), так и Оккультизмом.
-
В чем основная ценность Каббалы для современного человека?
Прежде всего, Каббала помогает сформировать целостное представление о мироздании, базирующееся на признании не только материального мира, но и более тонких планов. Это открывает разум для более непредвзятого и честного исследования истинной природы человека, его духа, сознания, скрытых сил. Благодаря взгляду на духовную природу человека Каббала помогает найти смысл и цель в жизни, которые упускаются в рамках мировоззрения, построенного исключительно на светских науках.
Для среднего человека, привыкшего к тому, чему его обучила система светского образования, такие открытия могут совершить кардинальный переворот в сознании, перевести всю жизнь на качественно лучший уровень, внести в нее новое внутреннее наполнение. Это, в свою очередь, откроет путь к дальнейшему изучению и практикам, которые также позволят овладеть ранее скрытыми силами и возможностями (см. ответ №16).
-
В чем основная ценность Каббалы для современного эзотерика?
Каббала способна упорядочить и систематизировать разрозненные сведения, почерпнутые из различных эзотерических дисциплин. Она показывает причинно-следственные связи между другими явлениями. Это служит хорошим «фильтром» и «проверочным камнем» для знаний, имеющихся в распоряжении эзотерика. Благодаря каббалистическому подходу он увидит связи внутри своего ремесла, которые прежде не были ему очевидны. Он также найдет внешние связи, которые позволят ему выйти к более широкому взгляду на духовный мир. Следовательно, он сможет добавить в свой арсенал новые инструменты, природу которых прежде не понимал.
Поскольку любые эзотерические дисциплины так или иначе имеют предметом своего изучения человека, Каббала помогает им понять его посредством универсальных аналогий. В отличие от современной психологии (которую можно считать еще очень молодой и неопытной дисциплиной), Каббала структурирует душу человека очень подробно, тем самым прокладывая путь в том числе и к терапевтическим практикам.
Особую ценность увидят в Каббале тарологи и маги. Для первых она принесет более глубокое понимание арканов (и, следовательно, более точные предсказания); для вторых – ключ не только к пониманию старых ритуалов и заклинаний, но и к построению новых.