Назад

Буква Куф и карта «Луна»

Буква Куф – одна из самых неоднозначных и загадочных в еврейском алфавите. У каббалистов она давно уже заслужила дурную репутацию как канал, ведущий в миры темных сил (впрочем, об этом – далее в статье). Современное ее произношение – «Куф» – по-видимому, не точно совпадает с более древним. Согласно огласовкам, приписываемым ей в каббалистических книгах, можно судить о том, что раньше она произносилась как «Коф». Такое же произношение сохранилось в книгах по оккультизму, где этой букве ставится в соответствие карта «Луна» среди старших арканов Таро[1].

Неоднозначность, связанная с буквой Куф, видна уже в том факте, что нет единого мнения по вопросу о том, какой предмет или понятие обозначает ее название. Обычно в оккультных системах в качестве перевода этого названия дается слово «ухо», либо «затылок»[2]. Еврейские каббалисты в названии этой буквы видят обезьяну.

Если обратиться к ивриту, известному со времен написания Торы и до наших дней, вы не встретите в нем ни единого случая, когда ухо или затылок назывались бы словом «куф» (или «коф»). Для этих анатомических деталей имеются свои, совершенно иные слова[3]. Образ уха или затылка навеян самим начертанием буквы Куф. Если представить себе лицо человека, изображенное в анфас, то Куф, размещенная на его стороне, вполне могла бы по форме совпасть с его ухом. Если же повернуть голову в профиль, в начертании Куф можно увидеть затылок. В этом случае спускающаяся «ножка» буквы будет шеей человека, идущей от головы вниз.

Обезьяна в иврите действительно называется словом «коф» (קוף). Критики такой интерпретации отмечают, что в древности евреям (как и соседним народам Ближнего Востока) не были известны обезьяны. Мы не встречаем в Танахе каких-либо упоминаний об этих животных, впервые они появляются в Гмаре. Однако очевидно, что этот аргумент также строится скорее на предположении, чем на точном знании. Если какой-то предмет не упоминается в известных книгах, это не означает, что он был неизвестен, или что для него не существовало названия.

Откуда появились обезьяны

Где же мы впервые встречаем обезьян в еврейской традиции? Талмуд (Санедрин 109 а) рассказывает об участи, постигшей строителей вавилонской башни. Комментируя слова Мишны о том, что у «поколения рассеяния нет доли в будущем мире», он говорит, что все люди, участвовавшие в возведении этого гигантского здания, поделились на три группы:

«Сказал раби Ирмия бар Элазар: Поделились они на три группы. Первая говорит: “Поднимемся и будем жить там”, вторая говорит: “Поднимемся и будем служить звездам”, третья говорит: “Поднимемся и устроим войну [против Бога]”».

В соответствии с замыслом каждой из групп, – продолжает Гмара, – Бог применил к ним различные меры наказания. Тех, кто хотел поселиться на этой башне, Он рассеял по всему миру. У тех, кто хотел служить звездам, – смешал языки, так что они перестали понимать друг друга. А желавших вести против Него войну Он превратил в обезьян, духов, бесов и ночных демонов.

Раши, комментируя это место в Гмаре, дает следующие пояснения к каждому из перечисленных видов существ:

«У бесов (שדים), – пишет он, – имеется форма человека, и они едят и пьют, как люди.

Духи (רוחין) не имеют тела и формы.

Ночные демоны (לילין) – это существа в форме человека, но у них также есть крылья».

Среди всех четырех упомянутых существ лишь обезьяны не удостоились никакого комментария от этого выдающегося знатока Торы. Видимо, Раши счел, что поскольку с обезьянами, в отличие от бесов, духов и ночных демонов, мы вполне можем познакомиться, не выходя за рамки материального мира, каких-то особых пояснений в отношении них не требуется.

Таким образом, согласно еврейскому взгляду, это не человек за миллионы лет эволюционировал из обезьяны, а напротив – обезьяна появилась вследствии внезапной деградации человека, проклятого Божьим гневом. Спустя более тысячи лет после составления Талмуда, рав Хаим Виталь отмечал, что обезьяна является промежуточным звеном в цепочке природы между человеком и животным[4].

После приведенного выше отрывка неудивительно, что обезьяна, впервые появившаяся на страницах Талмуда в окружении таких демонических соседей, продолжала и далее рассматриваться каббалистами в качестве проявления клипот (нечистых сил). Фактически, вся структура клипот в трудах каббалистов ассоциируется с большой обезьяной.

Если изучать процесс сотворения миров, мы узнаем, что после того, как первоначальные сосуды, произведенные Адамом Кадмоном, были разбиты, начался процесс восстановления, в котором наиболее светлые и тонкие осколки были реинтегрированы и использованы для строительства четырех миров святости, называемых Ацилут, Брия, Ецира и Асия. Оставшиеся же осколки, которые из-за своей грубости и мутности, не смогли принять участие в этом процессе, оказались вытеснены из миров святости. Позже они также приобрели структуру, которая повторяла с определенными изъянами все существующее в святых мирах, но это были миры клипот. Можно сказать, структуризация клипот чем-то напоминает процесс создания альтернативного «бандитского» государства наиболее порочными членами общества, которых не приняли в состав государства законного.

В итоге, как утверждает Каббала, существуют две похожие друг на друга (хоть и не идентичные) системы – божественная и демоническая, миры святости и миры нечистых сил. «Одно напротив другого сделал Всесильный» (Коэлет 7:14), – этим стихом обычно подтверждают данный факт наличия двух противоположных иерархий.

Это отличие клипот от святых миров иллюстрируется сравнением обезьяны с человеком.

«В клипот есть десять сфирот и семь чертогов, наподобие того, что есть в святости. Ведь они [клипот] подобны обезьяне перед человеком. И как святая сторона притягивает энергию и питание ко всем чистым существам, так и клипа притягивает и передает энергию и питание ко множеству существ, пребывающих на ее стороне»[5].

Для тех, кто знаком с религиозными традициями, такое сравнение не покажется чем-то новым. Оно сильно напоминает слова, сказанные еще задолго до этого христианским теологом Иринеем Лионским: «Дьявол – обезьяна Бога». Второй раз рав Кордоверо возвращается к этой же формулировке, говоря о букве Куф[6]. Ссылаясь на средневековую «Книгу картин» (ספר התמונה), он отмечает, что Куф принадлежит сфире Тиферет. Однако тут же делает поправку, говоря, что речь идет лишь о передаче света в сфиру Малхут:

«Основное место ее [буквы Куф] – в Малхут, и она открыта снизу, чтобы передавать… Властвует она в час Луны, поскольку и Луна относится к Малхут… В Зоаре, особенно в Песни Песней, из объяснения этой буквы виден намек на змея с кривым хвостом, который приближается к святости и выглядет как обезьяна перед человеком…»

Путь Куф под номером 29, ведущий из сфиры Нецах в Малхут

Чтобы было понятнее, о чем здесь идет речь, напомним, что гематрия буквы Куф равна 100. Это число редуцируется до 10, тем самым указывая на десятую сфиру – Малхут. Если редуцировать его дальше, останется единица, что будет указывать на Кетер. Как известно, Кетер нижнего мира всегда совпадает с Малхут более высокого[7].

Передача энергии в Малхут через букву Куф отражена и в системе «Золотой Зари». Там эта буква расположена на пути, ведущем из Нецах в Малхут. Прохождение посвященным этого пути сопряжено с проживанием аркана «Луна», к рассмотрению которого мы теперь и приступаем.

Аркан «Луна» и его значения

Итак, рав Кордоверо в приведенной выше цитате научил нас тому, что буква Куф «властвует в час Луны». В Таро именно карта Луна призвана проиллюстрировать таинственную и опасную природу этой духовной силы. Это один из тех арканов, за которыми традиционно тянется длинный хвост негативных ассоциаций. Если обобщить, «Луна» указывает на область бессознательного в человеке – на те мысли, чувства и переживания, которые наш разум не смог или не захотел принять и вытеснил их за границы осознанности.

Эта область языком аналитической психологии называется «тенью». Когда человек обладает качествами, которые не может открыто проявлять в обществе, не навлекая на себя осуждения, или когда испытывает импульсы, которые не способен контролировать, он склонен вытеснять их в свою «тень». В итоге выросшая за годы жизни «тень» представляет некий обратный оттиск личности, в котором будут обнаруживаться выпуклости в тех местах, где в «светлой» личности – впадины. Можно сказать, что «тень» – это наша вторая личность, вытесненная из сферы осознанности и ведущая общение с нами посредством сновидений и грез. Это та самая «обезьяна перед человеком», и ее рост и развитие аналогичны выстраиванию миров клипот в Каббале. Вот почему ученое название этого аркана, принятое у оккультистов, – «Сумерки».

Обычно, когда «Луна» выпадает в раскладах, это указывает на то, что в рассматриваемой ситуации мы не осознаем что-то важное. Возможно, ключевые факторы скрыты от нас, а если эта карта выпала как сигнификатор конкретного человека, это может означать, что у него имеются скрытые мотивы, что он плетет интриги, обманывает или сам пребывает в иллюзиях.

В Зоаре (Берешит 2 б) Куф названа «буквой-фальсификатором». Неслучайно, соответствующая ей карта Таро несет в себе обман, неясность и заблуждения. Она словно окутывает тенью некоторую область, не позволяя нам получить о ней четкое представление.

«Луна» также указывает на сновидения, грезы и мечты – поскольку это каналы для общения с бессознательным. В особых случаях эта карта может быть намеком на сумасшествие, на алкогольную или наркотическую зависимость некоего лица. В лучших своих проявлениях – на творческое вдохновение и поэтическую музу.

Она дает совет проявить осторожность, подумать о возможной опасности, не спешить с принятием решений, пока ситуацию не удастся прояснить.

Очевидно, что своим рисунком эта карта призвана проиллюстрировать врата в мир клипот. Именно это Артур Уэйт имел в виду, когда описывал ее в своей колоде (в книге «Иллюстрированный ключ к Таро»):

«Собака и волк – естественные страхи ума, ищущего дорогу к выходу оттуда, где все освещено отраженным светом… Он освещает нашу животную природу, образы которой представлены ниже – собака, волк и то, что выходит из глубин, – не имеющая названия и отвратительная сущность, которая низменней, чем дикая тварь. Это нечто, что стремится к проявлению, символизируемое на карте выползшим из бездны вод на поверхность, но, как правило, погружающимся снова туда, откуда явилось».

Рак, выползающий из воды, на самой карте не выглядит таким уж «отвратительным» и «низменным», однако создатель колоды через его образ хотел передать силы, вытесненные в бессознательное и оттуда тревожащие человека своими внезапными натисками.

Г. Мёбес в своей «Энциклопедии оккультизма» дает следующие заголовки аркана на трех планах бытия: «Тайная иерархия» (Hierarchia Occulta), «Тайные враги» (Hostes Occulti) и «Тайные опасности» (Pericula Occulta). Несмотря на то, что он следовал французской системе Таро и приписывал «Луне» букву Цади и знак Водолея, его определения вполне адекватно отражают сам аркан (но не дают правильного астрологического соответствия). Французская оккультная школа вообще уделяла крайне мало внимания тому, чтобы изучить связи между астрологией и Таро, и потому желающие через нее эти связи раскрыть обычно остаются в недоумении.

Для английской системы, которой мы руководствуемся здесь, правильным астрологическим эквивалентом аркана «Луна» будет знак Рыб и 12-й дом гороскопа.

XII дом гороскопа

В классической средневековой астрологии этот дом считался одним из самых злосчастных, наряду с шестым. Астрологи той эпохи нередко искали для этого чисто геометрические основания, рассуждая о том, под каким углом к кардинальным точкам каждый дом находится. Еврейский астролог Авраам Ибн Эзра приводит следующие влияния 12-го дома[8]:

«Указывает на мучения, нищету, зависть, ненависть, страх, обман, злопамятство, тюрьму, плен, всякий позор и побои».

Еще более ранний арабский астролог Аль-Бируни к этим значениям добавляет еще некоторые: враги, тревоги, долг, штраф, залог, несчастья, болезнь и т. д.

Современные астрологи, как правило, стараются не делить ни планеты, ни дома на «добрые» и «злые», отмечая за каждым из них широкий спектр возможных проявлений – как благоприятных для человека, так и нет. И тем не менее, общий дух таинственности и трагизма этого дома сложно обойти. Сергей Вронский связывает с ним следующие влияния[9]: «Тайны, глубинная память, уединение, ограничение свободы, больницы, приюты, тюрьмы, страдания, страхи, тайные связи, тайные враги, скрытые болезни, потери, оккультные знания, карма».

Все перечисленное прямо ложится в рассмотренное нами выше смысловое поле, а некоторые термины астрологов буквально совпадают с заголовками аркана «Луна» из энциклопедии Мёбеса.

Интересные факты:

а). Слово «клипот» (קליפות), обозначающее нечистые или демонические силы, само начинается с буквы Куф.

б). Ряд каббалистов видели в букве Куф канал в миры клипот, поскольку это единственная буква (не считая софитов), ножка которой спускается под строку.

в). Папюс в книге «Цыганское Таро» утверждает, что животные на рисунке карты – это подневольные духи (собака), дикие лярвы (волк) и пресмыкающиеся стихийные духи (рак). Не напоминает ли это тех самых духов, бесов и ночных демонов из Талмуда, о которых говорилось в приведенной выше цитате?

г). Двенадцать простых букв (как и 12 знаков Зодиака) для каббалистов также связаны с двенадцатью сыновьями Якова. Последний из его сыновей – Бенъямин, который, если следовать простой последовательности, должен соответствовать букве Куф (последней из простых), в Торе уподобен волку (Берешит 49:27). Не тот ли это волк, которого мы видим на карте «Луна»?

д). Из двенадцати видов действия, распределенных в 5-й главе Сефер Ецира по простым буквам, Куф соответствует сон.

Примечания

[1] Луна соответствует этой букве в английской эзотерической традиции, наиболее известной широкой публике по системе ордена «Золотой Зари» и по колоде Таро А. Уэйта. Во французской традиции вместо нее используется аркан «Солнце».

[2] Такие переводы даны в «Полной системе Золотой Зари» Исраэля Регарди. В своей более ранней небольшой книге «Гранатовый сад» (Garden of Pomegranates) он также утверждает, что смысл буквы Куф – «Задняя часть головы» (Back of head). Все магические школы и авторы, строящие свой подход на источниках «Золотой Зари», как правило, копируют у себя эту информацию, не проводя дополнительных исследований.

[3] Ухо – «озен» (אוזן), затылок – «ореф» (עורף).

[4] «Древо Жизни» (עץ חיים), врата 42, глава 1.

[5] Рав Моше Кордоверо в книге «Гранатовый сад» (פרדס רימונים), врата 25, глава 4 (не следует путать эту книгу с упоминавшимся выше «Гранатовым садом» И. Регарди, который написал его примерно на 400 лет позже).

[6] «Гранатовый сад», врата 27, глава 22.

[7] В нашей системе все еврейские буквы (и соответствующие им арканы Таро) распределяются по сфирот на основе своих малых гематрий. Каждая буква попадает в одну из первых девяти сфирот, тогда как Малхут остается пустой (буквы, которые должны в ней оказаться, переносятся в Кетер следующего цикла). Рав Кордоверо вместе с цитируемой им «Книгой картин» идут своим путем, однако во многих случаях легко провести связь.

[8] В книге «Начало мудрости» (ראשית חכמה), глава 3.

[9] В книге «Классическая астрология» (начало 3-го тома).

Оставьте ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

четыре − четыре =