Сокровища Жизни, Вторые Врата (перевод)
Перевод с иврита из книги Хаима Виталя “Сокровища Жизни” (Оцрот Хаим)
Врата знаков кантилляции, точек, коронок и букв
Глава 1
Знай, что нет такой фигуры человеческого тела в мире, в которой не было бы совокупности этих четырех составляющих, включающих всю эманацию и все миры. Это
– имя АБ (ע’ב, 72), такое יוד הי ויו הי
– имя САГ (ס’ג, 63), такое יוד הי ואו הי
– имя МА (מ’ה, 45), такое יוד הא ואו הא
– имя БАН (ב’ן, 52), такое יוד הה וו הה
Эти четыре имени, разделенные по четырем наполнениям, соответствуют знакам кантилляции (имя АБ), точкам (имя САГ), коронкам (имя МА) и буквам (имя БАН). Каждое из этих имен включает в себя их все, и в каждом из них есть принцип знаков кантилляции (Теамим), точек (Некудот), коронок (Тагин) и букв (Отийот). Верхняя часть головы этого Адама Кадмона, то есть вся голова до места его ушей, называется именем АБ, и это тайна его Теамим, при том что эта составляющая сама включает знаки кантилляции, точки, коронки и буквы. Но мы не вправе говорить об этом.
И хотя мы применяем эти названия – такие как «человек», «голова», «уши», «глаза» и тому подобное среди прочих названий – это лишь для того, чтобы «успокоить уши», и чтобы вещи стали понятны. Вот почему мы используем такие названия в столь высоком месте. Впрочем, основное место для этих названий – от мира Ацилут и ниже, то есть начиная с Арих Анпина в Ацилуте, ибо оттуда и далее работает принцип парцуфа. Но в том, что выше, вообще нет принципа парцуфа, и лишь чтобы «успокоить уши» мы используем такие названия. Итак, с предельной краткостью начнем объяснять от уровня ушей вниз.
Знай, что от ушей вниз начинается имя САГ. Уже объяснено, что и оно состоит из знаков кантилляции, точек, коронок и букв. И знай, что знаки кантилляции и точки всегда делятся на три группы. Есть Теамим и Некудот над буквами, есть – под буквами, а есть – в середине буквы. Внутренний свет в этом Адаме Кадмоне вышел наружу через все упомянутые ранее отверстия. Но пар, выходящий из головы через отверстия волос, мы не вправе обсуждать, как уже сказано ранее. Поэтому начнем говорить о паре, выходящем из ушей и относящемся к имени САГ. Из внутренности этого Адама Кадмона выходит свет через отверстия его ушей, и очевидно, что при выходе наружу он слегка уплотняется. Получается, что свет, оставшийся во внутренности Адама Кадмона, больше того света, что вышел наружу, однако несомненно и то, что этот вышедший свет больше[1] сосудов и тела Адама Кадмона, и это очевидно. Итак, когда свет вышел через отверстия правого и левого уха, эти света распространились снаружи от места ушей до места подрободка и протянулись в своем распространении параллельно волосам бороды, растущей на щеках по сторонам лица. Напротив них и протянулось распространение этого света, пока не достигло подбородка внизу. Там соединились вместе света, выходящие из двух отверстий ушей. Однако соединились они не полностью – между ними осталось небольшое пространство.
И знай, что этот свет не примыкает и не касается самого лица, но облегает и покрывает его. И не распространился этот свет ни позади лица, ни на всем лице, но лишь по сторонам лица, как уже сказано. С этим ты поймешь одно предварительное правило: для головы мы никогда не упоминаем принципы лица и тыла, поскольку в том месте, где нет отверстий и «окон», весь свет выходит одинаково со всех сторон и светит равномерно. Но когда начинаются отверстия, то есть от ушей и ниже, уже есть принципы лица и тыла. Лоб называется передней (лицевой) стороной, а затылок – задней (тыльной), поскольку все отверстия проводят света наружу через лицо, а та сторона, где нет отверстий, называется тылом. Тем не менее, кое-что из свечения этого света распространяется и светит вокруг всего этого Человека, но основная часть света – это лишь то, что находится напротив ушей и вдоль лица до подбородка.
В этом свете есть принцип полных десяти сфирот следующим образом. От правого уха протягиваются десять сфирот в качестве окружающего света, а от левого уха протягиваются десять сфирот в качестве внутреннего света. Две эти составляющие образуют полные десять сфирот. «Ухо» (אזן) по гематрии равно 58, это тайна имени САГ без последней буквы Ѓей. Ведь оттуда, как упоминалось, и начинается имя САГ. Эта тема еще будет разъяснена с Божьей помощью.
Эти света относятся к принципу верхних знаков кантилляции в имени САГ – тех, которые над буквами, как упомянуто ранее. В этих светах еще совсем не проявился принцип сосуда. Знай также, что эти десять сфирот вышли в максимальной связности, и в них различается лишь то, что все они образуют букву Ѓей. Когда ты прибавишь эту букву Ѓей к «уху», получится число 63 (САГ). Сущность этой Ѓей – это десять сфирот, включенные в пять, а корень их – пять парцуфов Арих Анпин, Аба, Имя, Зеир Анпин и Нуква. В них пока еще неразличим принцип десяти сфирот, только эти пять парцуфов. И даже эти пять не были отличны и отделены друг от друга, но все были связаны с одной буквой – с Ѓей. Фигура Ѓей дает форму Далет и Вав, число которых – десять. Это указывает на то, что их десять, и они включены в пять, но они все еще называются одной буквой Ѓей.
В этих десяти сфирот внутренний свет пришел отдаленным от своего окружающего на большое расстояние. Причина в том, что, будь они ближе, его вообще невозможно было бы принять. Но поскольку внутренний и окружающий света пришли отдаленными друг от друга на большое расстояние (ибо этот вышел из левого уха, а тот – из правого, а причина в том, что если бы они были ближе, нижние совсем не могли бы принять эти света[2]), отсюда произошло еще одно явление. Ведь возникновение сосудов идет посредством соударения и столкновения двух этих светов, внутреннего и окружающего, друг с другом, и между ними обоими рождаются сосуды. А поскольку здесь они отдалены, как уже сказано, и даже в конце их распространения на подбородке они не соединились полностью, света остаются совсем без сосудов, как мы еще объясним далее (Врата Акудим, гл. 1).
Глава 2
Вслед за тем пришли средние знаки кантилляции. Это свет, выходящий из носа Адама Кадмона, а «нос» (חוטם) по числу равен 63 (САГ). Здесь свет также протянулся и вышел через два отверстия носа, правое и левое: справа – окружающий, слева – внутренний, таким же образом, как это было с ушами. Он протянулся по прямой до груди этого Адама Кадмона. Такова основная часть света, однако кое-что от его свечения также распространяется к тыльной стороне и охватывает Адама Кадмона вокруг.
Здесь внутренние и окружающие света сблизились больше, чем света ушей. Ведь отверстия носа находятся рядом, но тем не менее разделяются на два и не соединяются вместе. Поэтому и в этих светах не было принципа сосуда. Но что прибавилось в этих такого, чего не было в светах ушей, так это буква Вав внутри Ѓей, которая в ухе была включена в нее, а теперь проявилась. То, что тогда было принципом Ѓей, стало теперь двумя буквами Далет-Вав, что указывает на выход буквы Вав и ее раскрытие. В этом тайна Зеир Анпина, который проявился здесь. Впрочем, Вав не осталась единой, но сама поделилась на шесть частей. Это шесть букв Алеф. Причина в том, что пять парцуфов, заключенные в букве Ѓей, – Арих Анпин, Аба, Има, Зеир Анпин и Нуква – представляют собой принципы Нефеш, Руах, Нешама, Хая и Ехида (НРНХЕ). Следовательно, Зеир Анпин – это принцип Руаха. А Писание говорит (Берешит 7:22): «Все, у кого дыхание духа жизни в ноздрях», показывая, что принцип Руаха (дух) проявляется в ноздрях. Вот почему в этом носу раскрылся принцип Зеир Анпина. И он разделился на свои шесть концов.
Буква Далет осталась одной соединенной буквой, тогда как буква Вав делится на шесть Алеф. И как поделилась буква Вав в правом отверстии носа, так делится буква Вав и в левом отверстии. В общей сложности получается 12 букв Алеф, а вместе с самим носом их 13, по числу Вав (ואו). Это также две Вав вместе с самим носом, по форме напоминающим Алеф, как известно, поскольку два отверстия в нем – это две Йуд, а стенка, разделяющая между ними, имеет форму Вав, что вместе дает Алеф, и вместе с двумя Вав получается ואו. Это указывает, что наверху в голове, где находится место мозгов, пребывает имя АБ – «Ѓавая» с Йуд. А здесь находится имя САГ, поскольку нет различия между именем АБ и именем САГ, кроме как в наполнении Вав. Две эти Вав – это принцип средних знаков кантилляции посредине слова. К ним, как известно, относятся Пасак и Макаф. Значение Пасак – это Вав из Ѓей, которая была отсечена и стала шестью буквами Алеф. Когда ты прибавишь Пасак к Макаф, получится форма Далет. Это буква Далет, находящаяся внутри буквы Ѓей.
Об этой Далет мы уже говорили ранее, что она не разделяется. Но есть и другое указание на нее: если возьмешь Ѓей в правом ухе, число которой – десять сфирот, как упомянуто выше, то получится одна Йуд. Соедини и прибавь ее к Ѓей в правом отверстии носа, форма которой – Далет-Вав. Все вместе даст форму Йуд (יוד), что образует фигуру одной Алеф, состоящей из букв Йуд-Вав-Далет. Также если возьмешь Йуд в левом отверстии уха и соединишь ее с Вав-Далет в левом отверстии носа, получится вторая Алеф. Так у нас есть две буквы Алеф в форме Йуд-Вав-Далет. А если изобразишь это в иной фигуре – возьмешь Йуд из левого уха, Вав из левого отверстия носа и Йуд из правого уха – то будет Алеф в форме Йуд-Вав-Йуд. Также если возьмешь Йуд правого уха, Вав правого отверстия носа и Йуд левого уха, будет вторая Алеф в форме Йуд-Вав-Йуд. Так получается две Алеф в форме Йуд-Вав-Далет и две Алеф в форме Йуд-Вав-Йуд, итого четыре Алеф. Они указывают на небольшое проявление Далет из Ѓей в носу, которая слегка раскрылась, но не проявилась полностью, как Вав из Ѓей в носу. Впрочем, основное и окончательное их раскрытие будет внизу – в светах рта, как мы объясним далее с Божьей помощью (Врата Акудим, гл. 1).
Знай, что все время, пока эти десять сфирот из светов ушей протягиваются до границы носа, они одни и сами по себе. Но как только они протягиваются за пределы носа вниз, к подбородку, свет уха облачается в свет носа и становится для него внутренней душой. И также свет носа, когда протягивается ниже границы рта, облачается в свет рта и становится внутренней душой для него.
Знай также, что свет, выходящий из Адама Кадмона, – это все один свет. Но из-за удаления и спуска вниз он уплотняется раз за разом. К примеру, свет, выходящий из уха, – чрезвычайно тонкий. Но когда этот свет протягивается внутри Адама Кадмона, пока не достигает носа, и частично выходит оттуда, он уплотняется сильнее из-за отдаления на расстояние и протяжение вниз, несмотря на то, что все это – один равномерный свет. Подобным же образом при распространении еще ниже до рта, частично выходя оттуда, он еще больше уплотняется из-за отдаления от верхнего места. Но причина этого – не в самом свете, поскольку весь он одинаковый, как уже сказано. Однако разумный поймет, что свет мозга называется АБ, а этот свет называется САГ, и этого достаточно.
Перевод: Бецалэль Ариэли
Примечания
[1] Имеется в виду не «больше» по размеру, а «больше» по качеству и духовному статусу.
[2] Эти слова выглядят излишним повторением только что сказанного, но мы решили сохранить исходный текст.