Назад

Таро как язык общения

Люди, далекие от эзотерики и в особенности от использования Таро, обычно не понимают, откуда у практикующих тарологов возникает столько доверия к информации, полученной с помощью карт. Многим практика карточных раскладов видится суеверием или сознательным обманом, поскольку известные законы физического мира ее не объясняют. Кажется, что в этом процессе карты выпадают совершенно случайно. Почему же тогда они должны содержать ответ для вопрошающего, да и вообще что-либо значить?

Чтобы преодолеть такое непонимание, нужно в первую очередь осознать, что карты – это не источник информации, а лишь язык, на котором она формулируется. В обиходе, общаясь с тарологами, можно услышать такие выражения как «посоветоваться с картами» или «посмотреть, что скажут карты». Может сложиться впечатление, будто карты являются самостоятельными существами, которые могут что-то сказать или выразить свои собственные мысли по любому поводу. И именно такой наивный взгляд вызывает острую критику со стороны скептиков.

В действительности мы не можем расчитывать на то, чтобы куски пластика или бумаги вели с человеком сознательную беседу. Так с кем или с чем стремится вступить в контакт таролог, берущий в руки любимую колоду?

Ответ на это не покажется столь сложным, если вспомнить о том, что человек – существо многоплановое. Каждый из нас обладает различными уровнями души, отражающими разные стремления и способности. Если использовать язык Каббалы, можно выделить пять основных психических уровней:

  1. «Нефеш» представляет ту часть в человеке, которая живет инстинктами и стремится к сохранению физического организма и удовлетворению его потребностей.
  2. «Руах» – это часть, отвечающая за социальные устремления и эмоции, проявляющиеся между людьми.
  3. «Нешама» устремлена к познанию и раскрытию новых истин.
  4. «Хая» отвечает за творческие способности человека. Благодаря этому уровню души он уже начинает уподобляться Богу, проявляющему себя в мироздании через акт творения.
  5. «Ехида» является наиболее скрытым и неуловимым внутренним ядром души. Она устремлена к слиянию с Богом. Мы никогда не видим ее действие в человеке в чистом виде, но можем заметить ее лишь опосредованно – в том, как она действует через другие уровни.

Все эти духовные части составляют единое целое в живом человеке, однако они также могут вести себя и вполне автономно. Нередко конфликты, раздирающие человека изнутри, коренятся в разности векторов отдельных частей его души. Каждая из них происходит со своего плана бытия, или из своего мира, как называют их каббалисты (больше информации об уровнях души и мирах можно получить из уроков наших учебных курсов; см. «Душа и мир»).

На тонком плане находятся все предметы и существа нашего мира в потенциальном и непроявленном состоянии. Можно сказать, что объекты и события материального мира – это лишь ветви, растущие из своих духовных корней в более высоких мирах. И через различные уровни своей души человек оказывается сам связан с этими мирами, из которых может черпать информацию.

Схожая концепция представлена парцуфами Каббалы. Каждый парцуф – это отдельная субличность или ипостась, присутствующая в человеке. Парцуфы имеют свои образы, а в классических трудах по Каббале приводятся их подробные красочные описания. К примеру, высший парцуф представлен в образе старца с длинной седой бородой и светлым лицом, который видит наперед все, что должно произойти. Возможно, именно поэтому его называют «Арих Анпин», что в переводе означает «долготерпеливый»[1]. Поскольку он от начала уже знает исход всего, ему некуда спешить и не о чем беспокоиться.

В каждом из нас живет такой мудрый старец. И в каждый момент он готов подать человеку свой совет, подсказать ему, что ожидает его в будущем, и как лучше себя повести. Проблема в том, что большинство из нас не слышит этого голоса. Иногда – в моменты, когда мы рискуем совершить нечто такое, что резко пошатнет наш духовный статус, – голос высших парцуфов проявляется в виде совести, которая удерживает нас от неблаговидного поступка. Но в более обыденных ситуациях человек остается глух и невосприимчив к даруемой ему свыше информации. Даже пожелав ее услышать, он рискует остаться без ответа или, начав получать информацию, слишком увлечься собственными мыслями, окрашенными в эгоистические интересы, и неверно ее интерпретировать.

Вот здесь-то и приходит на помощь язык, позволяющий структурировать получаемую от высших парцуфов информацию, а затем объяснить ее самому себе, опираясь на понятия своего земного разума.

Таким языком теоретически может выступить что угодно. Каждый вправе сам придумать и изобрести для себя этот язык. Поскольку речь идет об общении человека с его же собственной душой, любое условное соглашение будет принято, и наш высший парцуф заговорит с нами посредством тех сигналов, какие мы сами ему предложим.

На этом основано огромное множество мантических техник. Сюда можно отнести и карты, и руны, и применение маятника, и различные доски, используемые для спиритических сеансов, а также техники, основанные на непроизвольном подергивании различных мышц, на ощущениях в теле и т. д. Вам достаточно «договориться» со своими высшими уровнями души о том, что ощущение тепла в руке, например, будет означать положительный ответ, а ощущение холода – отрицательный. В первое время это может и не сработать, но если вы будете настойчивы, вам удастся «приучить» свою душу к диалогу по этим правилам.

Однако важно понимать, что не все языки одинаково хороши. В общении с собеседником человеку было бы трудно высказывать глубокие мысли, если бы в его распоряжении имелся язык, состоящий всего из нескольких слов. Отвечая только «да» или «нет», мы можем потратить катастрофически много времени, пытаясь подвести собеседника к понимаю того, что хотели бы ему передать. И наоборот, богатый язык с большим словарным запасом, с многозначными словами, позволяющими передавать не только базовые концепции, но и различные тонкие смысловые оттенки, наделяет человека способностью выражать самые сложные идеи.

Вот почему для общения со своей душой так важно позаботиться о том, чтобы язык, на котором вы получаете от нее информацию, был качественным и богатым. Система Таро фактически является одним из лучших языков для этой цели среди всего, что известно человечеству. Она достаточно многообразна, если говорить о количестве выразительных средств в ней, но что еще более важно – каждый аркан является глубоким и многоплановым. С помощью одной и той же карты можно указать как на определенный предмет или явление, так и на идею, принцип, силу или качество. Фактически, отдельная карта в колоде Таро похожа скорее не на слово в современном языке, а на иероглиф, хотя даже такое сравнение нельзя назвать точным.

Именно такой язык, каждый элемент которого можно понять на разных уровнях, лучше всего подходит для общения с душой. Тот самый «мудрый старец», о котором шла речь выше, не всегда будет давать четкий и однозначный ответ. Ведь часто такой прямой ответ повредил бы человеку, не позволив ему пройти необходимый жизненный опыт. Человек должен пребывать в течение своей земной жизни в относительном сокрытии истины, зная лишь то, что поможет ему реализоваться на данном этапе. Поэтому «мудрый старец» часто изъясняется намеками. Он дает информацию в такой форме, что поверхностный взгляд на нее выявит лишь некоторые аспекты, причем не самые важные. Но чем больше мы в нее всматриваемся, тем глубже начинаем понимать то, что имелось в виду.

Общение с душой и с духовным миром вообще неизбежно идет на языке символов. К таким выводам пришла и аналитическая психология, тогда как мистика всегда исходила из этого. Символ многозначен и на каждом уровне проникновения в его тайну может быть интерпретирован по-новому. При этом ни одну из интерпретаций нельзя назвать ложной – в своем контексте она несет некоторую правду.

Тем не менее, для практического использования Таро остается открытым вопрос: насколько точно мы способны интерпретировать расклады карт? Можно ли полагаться на то, что на языке этой глубокой символической системы в данный момент прозвучало именно то, что мы из нее поняли?

Конечно же, ответ на это во многом зависит от навыков и профессионализма каждого конкретного таролога. Специалист, умеющий вести общение с духовным миром на языке Таро, способен стать каналом, через который обратившийся к нему получит ясную и надежную информацию. Однако в действительности этот процесс требует более внимательного рассмотрения: существуют вопросы, на которые получить ответы легко, тогда как с другими риск ошибиться оказывается слишком высок. Эта тема разбирается в статье «На какие вопросы отвечает Таро».

Примечания

[1] Дословно «Арих Анпин» (אריך אנפין) переводится как «длинное лицо». Однако в Торе это выражение означало «долготерпеливый». Впервые оно встречается в книге Шмот (34:6), где Моше просит Бога простить сынов Израиля за грех золотого тельца. Обращаясь к Богу таким именем, человек призывает Его терпеливо отнестись к злу и не спешить с наказанием. В книге Зоар парцуф Арих Анпин имеет также еще одно имя – Атик Йомин (буквально «Древний днями»). Однако последующие каббалисты провели тонкое различение между этими двумя именами, выявив их как две отдельные ипостаси. Обычно оба парцуфа (Арих Анпин и Атик Йомин) соотносят с высшей сфирой – Кетер.

Оставьте ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

пять + десять =