Назад

Символизм Таро и его интерпретация

К толкованию символов, встречаемых на картах Таро, подходят с совершенно разных сторон. Зачастую многие авторы стремятся, ухватившись за какой-то один более понятный для них символ, интерпретировать затем остальные как его продолжение. В рамках такого подхода они стремятся первым делом выявить связь с какой-то уже широко известной и давно существующей системой символики – например, с одной из мировых религий или древних мифологий.

Однако Таро само по себе выше любой отдельно взятой религии. Напротив, Таро развивается силой синкретизма – благодаря нахождению тех общих принципов, что стоят за любыми частными проявлениями человеческого духа, в том числе за любыми религиями или отдельными эзотерическими системами.

Аркан Верховная Жрица – отличная иллюстрация к этому утверждению.

Как пишет А. Уэйт, автор самой известной колоды Таро, о Верховной Жрице, “у ее ног – полумесяц, на голове – диадема с рогами и шаром посередине, на груди – большой солнечный крест, а на свитке в ее руках начертано слово Тора, что означает Высший Закон…”

Уже здесь, в первых же словах описания аркана (см. “Иллюстрированный ключ к Таро”, Верховная Жрица), автор сразу дает понять, что она объединяет в себе разные традиции и не принадлежит целиком ни к одной из них.

  • Диадема с рогами и шаром – это известный символ египетской богини Исиды (или Исиды-Хатхор в некоторых вариантах).
  • Крест легко соотнести с христианством.
  • Свиток Торы ясно указывает на связь с иудаизмом.

Таким образом, уже при первом взгляде Верховная Жрица представляет синтетический образ, передающий то общее, что есть во всех этих системах. Однако именно здесь рождается трудность, которую далеко не все толкователи символизма оказываются в силах преодолеть. Очевидно, что для дальнейшей грамотной работы с таким синкретическим образом необходима богатая эрудиция во всех затронутых областях. Но далеко не всегда у авторов книг по Таро она имеется. Поэтому, чтобы не ударить в грязь лицом, они зачастую останавливаются на каком-то одном символе, который им ближе и роднее, и попросту закрывая глаза на остальное, стараются “притянуть” все прочие элементы карты к заведомо выбранному толкованию. Давайте посмотрим, как на практике это происходит.

На карте Верховной Жрицы, кроме уже упомянутых диадемы, креста и свитка, присутствует еще несколько символов. Среди них, например, – черная и белая колонны с буквами B и J; завеса, расшитая гранатами, за спиной жрицы; лунный серп у ее ног и др.

Пожалуй, самый неоднозначный из этих символов – гранаты на завесе жрицы (тот факт, что это именно гранаты, а не что-то иное, ясно следует из текста самого Уэйта). Ряд авторов моментально ассоциировали их с зернами граната из легенды о Персефоне. Таким образом, завеса в их понимании отделяет наш мир от входа в преисподнюю (царство Аида, в плену у которого была Персефона), – возможно, нижний астрал в терминологии более современного оккультизма.

Книга М. Каца и Т. Гудвин “Секреты Таро Уэйта-Смит”

С другой стороны, М. Кац и Т. Гудвин – авторы книги “Секреты Таро Уэйта-Смит” – пошли совершенно иным путем. Им, очевидно, ближе по духу была католическая интерпретация Таро в целом. Они изо всех сил пытаются усмотреть “более длинное нижнее плечо” креста на груди жрицы, тем самым силясь доказать, что это не просто “солнечный крест”, как пишет сам Уэйт, а все-таки крест именно христианский [вспомним, что “солнечный крест” по определению должен быть равноконечным и с христианством напрямую не связан].

В этом же ключе они описывают и гранаты за спиной жрицы: “Гранат – универсальный символ, однако здесь он связан не столько с Персефоной и нисхождением в преисподнюю, сколько с Девой Марией. В христианском символизме гранат часто изображается на одежде и символизирует ценность жертвы и воскресения Иисуса”.

После таких слов остается удивительным лишь то, что сам Уэйт, описывая свою Жрицу, ни единым словом не обмолвился о том, что она – Дева Мария или Персефона. В то же время с еврейскими каббалистическими концепциями он связывал ее очень прочно, говоря следующее: “Ее самое истинное и высшее имя в символизме есть Шхина. Согласно Каббале, Шхина присутствует как наверху, так и внизу. В высшем мире она именуется Бина – вышнее Понимание… в низшем же мире это Малхут – мир, каковой в данном случае понимается как благословенное Царство…”

Нет ничего странного в том, что Шхина оказывается связана сразу с двумя сфирот на каббалистическом Древе Жизни. Дело в том, что именно Бина и Малхут представлены в Имени Бога одной и той же буквой. Это Имя – Тетраграмма, записываемая буквами Йуд-Ѓей-Вав-Ѓей, – само кратко резюмирует всю Каббалу и служит своеобразной «формулой мироздания». Его буквы делятся парами на мужские и женские. Они же представляют «семейство» парцуфов, или ипостасей Божества:

  • Йуд – Отец, Хохма
  • Ѓей – Мать, Бина
  • Вав – Сын, Тиферет
  • Ѓей – Дочь, Малхут

С этой точки зрения, учитывая, что Верховная Жрица – Шхина – держит в своих руках свиток Торы, можно подойти к объяснению гранатов на ее завесе также и с точки зрения иудаизма. Еврейские мудрецы считали, что гранат содержит 613 зернышек по числу заповедей Торы. Едва ли кто-либо проводил опыты по их пересчитыванию, однако это утверждение базируется на известном высказывании Талмуда (Брахот 57 а): «Даже пустые у тебя полны заповедей, как гранат». Поскольку заповедей в Торе 613, гранат также должен содержать некое аналогичное число. Таким образом, гранаты на завесе Жрицы – еще один намек на структуру того самого «Высшего Закона, Тайного Закона», о котором говорит Уэйт, описывая свиток в ее руках.

Подводя промежуточный итог нашему исследованию, можно сделать важный вывод: три символа на карте Верховной Жрицы по отдельности указали нам на три возможные системы интерпретации аркана – языческую, иудейскую и христианскую. Продолжая строить рассуждение вдоль тех же линий, мы убедились, что даже для отдельно взятого символа, нейтрального самого по себе, – такого как гранаты – может быть найдена интерпретация в каждой из этих систем.

  • Языческая мифология – диадема Исиды – гранат как символ портала в нижние миры.
  • Иудаизм – свиток Торы – гранат как символ заповедей божественного Закона.
  • Христианство – крест на груди Жрицы – гранат как символ жертвы и воскресения Иисуса.

После такого анализа сами собой возникают следующие вопросы. Можно ли какое-то конкретное из этих толкований считать истинным? Будут ли в таком случае остальные ложными? Если же все они истинны, то как совместить их в одно целое? Должны ли мы и в толковании раскладов карт руководствоваться всеми ими одновременно? На это можно дать несколько ответов.

Прежде всего, вспомним еще раз то, о чем упоминалось в начале этой статьи. Таро само по себе стоит выше любой отдельно взятой религии и работает как синтез. Это значит, что духовная сила, или принцип, который в Таро был назван «Верховной Жрицей», проявлялся и продолжает проявляться в разных религиях и системах и как Исида, и как Персефона, и как Дева Мария, и как Шхина, а также многими другими, еще не названными здесь образами. Задача оккультиста – увидеть, как каждый из этих образов описывает одну и ту же силу, а затем в своей работе с Таро руководствоваться ее пониманием, накопленным через осмысление всех этих образов.

Однако, – может возразить критик, – каждый из этих образов привносит определенные дополнительные черты, которые отсутствуют в остальных. Возможно, какие-то черты, приписываемые, например, древними египтянами Исиде, на самом деле обсуловлены особенностями их культуры и эпохи, ограничениями их человеческого восприятия, и не имеют прямого отношения к обсуждаемой нами духовной силе как таковой?

Именно поэтому среди различных образов и путей в толковании символизма арканов следует отдавать предпочтение тем, которые пожелал выделить в своем описании сам автор колоды. Как мы уже видели, Артур Уэйт не упоминал впрямую ни Деву Марию, ни Персефону. Что касается Исиды, он лишь говорит, что Верховную Жрицу некоторые «называли Оккультной Наукой на пороге святилища Исиды», тем самым ссылаясь на Кура де Жебелена, впервые придавшего этой карте такое толкование. А вот о Шхине Уэйт говорит прямым текстом, повторяя это слово многократно в своем описании. Действительно, среди всех ассоциированных с этим арканом образов, Шхина – наиболее абстрактный, не связанный запутанными мифологическими сюжетами, а потому более «чистый» от привнесения в него каких-либо случайных характеристик. Поэтому можно считать, что Шхина – общий прототип в понимании символа, на который затем уже облачаются более частные, культурно-обсуловленные образы, такие как Исида, Персефона, Дева Мария.

К сказанному можно добавить еще два принципа, помогающих не сбиться с пути в толковании символики:

  1. В рамках одного аркана стремиться связать все его отдельные элементы в одно целое. Если некоторые из этих элементов «встраиваются» в картину только при определенном подходе, тогда как другие подходы не дают таких преимуществ, то очевидно, именно этому подходу и должно отдаваться предпочтение.
  2. Сравнивать все арканы колоды, определяя, при каком подходе они гармонично образуют единый ряд.

Что же касается толкования раскладов, здесь можно посоветовать следующее. Всегда в первую очередь необходимо выделить в обсуждаемой ситуации основной действующий фактор, связанный с главным синтетическим принципом аркана. Пока мы не видим его, дальнейшее толкование деталей образа, содержащегося на карте, лишено смысла. Когда этот общий фактор найден, то есть мы убедились, что данный человек, событие, вид отношений и т. д. – что бы ни рассматривалось в раскладе – действительно воплощает его в себе, можно продолжить анализ в сторону деталей. Для этого нужно спросить себя: присутствуют ли также в этой ситуации косвенные признаки, указывающие на остальные элементы аркана?

К примеру, Верховная Жрица выпала в нашем раскладе как сигнификатор определенной организации, в которую мы желаем вступить. Общий ее синтетический принцип подразумевает идею женственности и материнства, поскольку и Исида, и Мария, и Шхина, несомненно, порождают, а затем проявляют покровительство и заботу, питают и взращивают.

Убедившись, что данная организация действительно подобна заботливой матери по отношению к своим членам или сотрудникам, мы можем задать дополнительные вопросы: куда ведет завеса, украшенная гранатами, за спиной Жрицы? Ведет ли она к неким тайнам данной организации, которые лежат в «нижнем мире» и, возможно, сделают их обладателя заложником ситуации? Требуется ли жертва и искупление, чтобы пройти через завесу? Накладывает ли она законы на человека, желающего проникнуть во внутреннее «святилище» данной организации? Вполне вероятно, что на все три последних вопроса можно будет уверенно ответить «да». В случаях, когда остаются сомнения, можно продолжить исследование ситуации с помощью дополнительных карт. По крайней мере, нам уже будет ясно, в каких направлениях должен развиваться этот анализ.

Заканчивая эту статью, хотелось бы сказать еще несколько слов о буквенном символизме арканов. Известно, что 22 старших аркана соотносятся с 22 еврейскими буквами. Аналогом Верховный Жрицы в алфавите служит буква Гимел. На этом ярком примере можно дополнительно проиллюстрировать, как важно добиваться всестороннего каббалистического знания для понимания Таро.

В различных системах магии сложилось понимание, что название буквы Гимел означает верблюда. Действительно, верблюд в иврите называется «гамаль» (גמל), что явно имеет тот же корень[1]. Сегодня уже никто не скажет наверняка, как точно назывался он в те древние эпохи, из которых до нас дошли эти буквы. Однако мало кто среди тарологов знает, что первоначальный смысл этого корня – дарить, давать, кормить. К примеру, широко распространенное в иврите выражение «гмилут хасадим» (גמילות חסדים) означает дарование добра, то есть буквально оказание помощи ближнему. В Торе написано об Ицхаке, сыне Авраама: «И вырос ребенок, и был вскормлен грудью, и сделал Авраам большой пир в день, когда Ицхак был отнят от груди» (Берешит 21:8). Здесь вскармливание грудным молоком также обозначается этим словом.

Верховная Жрица в “Таро Тота” Кроули

Отсюда уже несложно сделать вывод, что и верблюд называется «гамаль» лишь потому, что специально откармливается для путешествий по пустыне. Неслучайно у верблюда есть горбы, в которых он держит запасы питательных веществ. Видимо, с древних времен люди кормили верблюдов специально для этой цели. Таким образом, «дарование и кормление» – первичное значение буквы Гимел, тогда как «верблюд» – лишь вторичное. В среде тарологов, плохо знакомых с ивритом, привязка Верховной Жрицы к верблюду настолько закрепилась, что ее саму даже стали сравнивать с этим животным. Поскольку данный аркан располагается на пути древа сфирот, ведущем из Кетера в Тиферет (см. «Буквы на путях Древа Жизни»), его уподобляли верблюду, помогающему пересечь великую бездну, словно беводную пустыню, в которой человек не в силах выжить. Алистер Кроули даже решил изобразить верблюда на самой карте Верховной Жрицы в своей колоде «Таро Тота».

А мы, узнав, что базовым значением Гимел является дарование и кормление, можем теперь разрешить еще одно большое недоразумение, сложившееся вокруг этого аркана. Существует мнение, будто Верховная Жрица не имеет отношение к материнству, ибо эта функция уже проявлена в следующем аркане – Императрице. Действительно, за Императрицей издавна закрепилось значение плодородия и роста. Ее сравнивают с самой природой, которая порождает всех существ. Артур Уэйт называет ее «благодатной матерью многих тысяч».

Что же касается Жрицы, ее материнское качество словно не берется в рассчет. Кроули называет ее Исидой и в то же время говорит о ней как о «вечной деве» и «девственной богине». Из-за этой ее «девственности» многие современные практики полагают, что Жрица никак не может указывать на мать (например, когда эта карта выпадает в раскладах на вопрос о возможной беременности, они делают вывод, что детей не будет).

Однако надо вспомнить, что Исида как раз была матерью. Ее ребенок – Гор, родившийся у нее от Осириса. Так же и Шхина выступает в Каббале как мать всех рождаемых в мире душ. А если вас смущает, почему эти материнские образы у Кроули названы «девственными», то вспомним, что и Мария – еще одна ипостась Жрицы – была девой, но при этом родила сына.

Более того, Луна как планетарное соответствие данного аркана, всегда ассоциировалась в астрологии с материнством. Лунный серп у ног Жрицы в колоде Уэйта дополнительно подтверждает это известное соответствие. Если же добавить к этому наше последнее открытие, касающееся буквы Гимел, все окончательно встает на свои места: Жрица – не только мать, но и кормилица. Она порождает и питает своим молоком. Сфира Бина, к которой следует относить этот аркан[2], также называется в Каббале «матерью», как мы уже видели ранее. Тот факт, что значение материнства закрепилось за Императрицей, связан с французскими колодами Таро, в которых именно она была третьим по счету арканом, соответствовала Гимел и таким образом привязывалась к Бине.

Подобным же образом, как мы анализировали аркан Верховной Жрицы в этой статье, следует работать и с остальными. Лишь объединение знаний, касающихся символических систем мира, Каббалы и астрологии, позволит отыскать ключи к полноценному пониманию Таро.

Примечания

[1] Сравните в английском со словом Camel

[2] Буква Гимел имеет числовое значение (гематрию), равное 3. А Бина – третья сфира на каббалистическом древе.

Оставьте ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

два + шестнадцать =