Назад

Таро. Традиционные расклады

Обычно начинающие, впервые берущие в руки колоду Таро, с трудом представляют, как ею пользоваться. Даже если они что-то читали или слышали о Таро, а может быть, впервые познакомились с этими картами в роли клиентов у каких-то предсказателей, их первые попытки оказываются робкими и нерешительными. Хорошо, когда освоение колоды Таро идет под руководством наставника, который способен с первых шагов укрепить уверенность ученика, однако не у всех есть такая возможность…

Именно для таких начинающих и существует множество шаблонных раскладов Таро. Такие расклады можно встретить на страницах книг и руководств. В них для каждой карты заранее определено место на столе и роль, которую она будет выполнять. По правде говоря, как мы увидим далее, подобные схемы или шаблоны раскладов мало что значат для специалистов, имеющих опыт за плечами. Однако новичку, у которого при одном только прикосновении к колоде дрожат руки от волнения и ожидания, такие схемы необходимы. Ему нужно четко прописать, шаг за шагом, что и как выполнять для овладения техникой Таро – иначе он просто отступит в нерешительности, так ничего и не сделав.

В современной литературе по Таро приводятся десятки, а может быть, и сотни различных раскладов. Многие из них различаются по своей тематике и посвящены вопросам бизнеса, личных отношений, творчества, поездок и путешествий и т. д. Однако перед таким многообразием новичку по-прежнему бывает нелегко сориентироваться. Быть может, именно поэтому классики Оккультизма зачастую имели какой-то один (максимум два) наиболее эффективный расклад – как правило, достаточно простой в исполнении – который они рекомендовали в своих работах как основу всей предсказательной практики. Овладев им, ученик мог двигаться дальше сам, постепенно открывая для себя новые расклады, а затем переходя к чистой импровизации.

Давайте кратко рассмотрим, какие же именно схемы для раскладов Таро предлагают нам авторитеты в области Оккультной Науки.

Расклад «Судебное решение»

Это один из самых простых раскладов Таро. Его приводит в своей книге «Таро Магов» Освальд Вирт[1], бывший ближайшим сподвижником и секретарем знаменитого Станисласа де-Гуайта. Согласно Вирту, этим методом пользовался де-Гуайта, которого, в свою очередь, научил ему другой известный мистик того времени – Жозефен Пеладан (название этого расклада в книге Вирта не фигурирует; я назвал его «судебным решением» на основе тех ролей, которые приписываются в нем отдельным картам).

В раскладе участвуют только 22 старших аркана Таро. После перетасовки поочередно выбираются четыре карты и выкладываются на столе перед вопрошающим в форме креста. Последняя пятая карта не должна вытаскиваться из колоды случайным образом. Ее номер получается путем сложения номеров остальных арканов.

Значение карт в данном методе следующее:

1 – Утверждение («За»). Адвокат

2 – Отрицание («Против»). Прокурор

3 – Рассмотрение. Судья

4 – Решение. Приговор.

5 – Обобщение всего расклада

Чтобы получить номер последней карты, нужно сложить номера всех предыдущих. Если результат будет больше 22, то цифры в полученном числе складываются до тех пор, пока результат не попадет в интервал 1-22. Полученное число и будет номером аркана, который кладут в позицию «5».

Конечно же, в этом раскладе, как и в других, ясность ответа будет в огромной степени зависеть от четкости формулировки вопроса и его актуальности для вопрошающего (см. об этом статью «На какие вопросы отвечает Таро»). Чтобы верно интерпретировать каждую из карт, процитируем самого Вирта:

«Утверждение подсказывает, как лучше поступить, и указывает на то, что благоприятно; на достоинство, добродетель, друга, защитника, которому можно доверять и на которого можно положиться.

Отрицание же, напротив, указывает на то, что враждебно или неблагоприятно, чего следует избегать или бояться; на недостаток, порок, врага, опасность, пагубное искушение.

Рассмотрение разъясняет, какой из двух сторон следует держаться, с кем договариваться, какое необходимо вмешательство.

С помощью Решения можно предсказать результат, учитывая не только все за и против, но и, в первую очередь, Обобщение».

Очевидно, что такой метод – тем более, если использовать в нем только старшие арканы, – будет давать общий и довольно размытый результат. Такой подход может оказаться полезным в том случае, когда практик Таро намеренно предпочитает оставить место для самостоятельных толкований и поисков. В ряде ситуаций мы не стремимся знать все о грядущих событиях с предельной точностью. Вместо этого мы предпочитаем получить лишь общее указание в ту сторону, где лежит ответ, а затем искать его самостоятельно, задействуя собственные знания и интуицию. Кроме того, чем менее конкретно и безапеляционно прозвучал ответ на наш вопрос, тем свободнее мы чувствуем себя в попытках повлиять на ситуацию и «склонить» открывшиеся нам факторы к благоприятному исходу.

Расклад Папюса

Следующий расклад во многом напоминает предыдущий, однако является чуть более сложным. Его приводит Папюс (Жерар Анкосс) в книге «Цыганское Таро»[2]. В основе его также лежат четыре карты в форме креста, однако их порядок иной, а вместо пятой карты по центру к ним добавляются еще три, выкладываемые в форме треугольника.

Здесь все начинается с младших арканов, которые должны заранее быть отделены от старших. Необходимо выбрать ту масть, которая лучше соответствует теме вопроса:

Жезлы – в вопросах о новых начинаниях и проектах;

Чаши – в вопросах любви и отношений;

Мечи – в судебных делах или вопросах борьбы;

Монеты – в вопросах о деньгах и имуществе.

На схеме ниже четыре младших аркана обозначены арабскими цифрами, а три старших – римскими.

Четыре младших аркана показывают полный цикл в развитии того дела, о котором задан вопрос. Карта 1 указывает на начинание, карта 2 – на апогей (зрелость), карта 3 – на препятствия, карта 4 – на падение.

Что же касается старших арканов, то первый из них должен показать то, что повлияло на рассматриваемое дело в прошлом; второй – на влияние в настоящем; третий – на то, что повлияет на будущее и определит его.

В этой связи интересно отметить следующее: Папюс строго настаивает на том, что младшие арканы всегда следует держать отдельно от старших. В этом методе в руках прорицателя те и другие также оказываются в двух разных стопках, и каждой из них он пользуется по отдельности, не смешивая их. Легко придти к выводу, что такая мера была действительно актуальна в ту эпоху, когда на числовых младших арканах не рисовали никаких картин или сцен, но лишь определенное количество предметов масти (жезлов, чаш, мечей или монет), соответствующее номеру карты.

Такие «безличные» младшие арканы работали совсем иначе, чем старшие, несущие на себе яркие, насыщенные образы. Фактически, их толкование сводилось к правилам нумерологии, а во многих раскладах было призвано дать количественную характеристику в рассматриваемом вопросе, в то время как старшие привносили характеристику качественную. Ситуация радикально изменилась с появлением колоды Артура Уэйта и Памелы Колман Смит, которые первыми сделали в своей колоде сценические числовые арканы. Их опыт был настолько успешен, что большинство создателей колод Таро в последующее столетие пошли по их стопам. Сам А. Уэйт видел в старших арканах Таро зашифрованный в символах путь души, который она должна проделать ради воссоединения со своим божественным Источником. Во многих своих работах Уэйт выказывает пренебрежительное отношение к магическим практикам (он жестко разграничивал между магией, влияющей на окружающий мир, и мистицизмом, нацеленным на восхождение души). Его отношение к предсказательным практикам с помощью Таро также было неоднозначным в разные периоды. Однако он оставил потомкам, пожалуй, самую популярную колоду и параллельно с этим ввел в обращение еще одну схему для раскладов.

Расклад «Кельтский крест»

В этом методе используются все 78 карт вместе. Хотя Уэйт перед тем, как начать излагать метод, отмечает, что «путь простоты – путь истины», а потому он намеренно откладывает в сторону способы, которые «чрезвычайно сложны», все-таки предложенный им расклад заметно сложнее рассмотренных нами ранее. Автор указывает на то, что таким методом пользовались в прошлом в Англии, Шотландии и Ирландии. Возможно, это некий народный метод гадания на картах, который первоначально не связывался именно с Таро. В нем участвует десять карт, не считая карты-сигнификатора, обозначающей самого вопрошающего.

В качестве сигнификатора следует выбрать одну из придворных карт, более всего соответствующую самому вопрошающему (короли и рыцари – мужчины старшего и младшего возраста; королевы и пажи – женщины старшего и младшего возраста). Если речь идет не столько о человеке, сколько о вопросе, в качестве сигнификатора может быть взята подходящая карта из старших арканов. Сам автор приводит в пример вопрос, касающийся судебного процесса, и предлагает для этого взять карту «Справедливость».

Остальные карты раскладываются по следующей схеме.

Первая ложится на сигнификатор, вторая – поперек нее, а остальные – по сторонам. Согласно тому, как это метод изложен у автора, выкладывая каждую карту, нужно произносить определенные слова (впрочем, эту рекомендацию следует скорее отнести к рудиментам старых гадательных обычаев; в реальной практике это вполне можно заменить ясным осознанием своего вопроса).

  1. «Это покрывает его». Карта показывает общее влияние на человека или поставленный вопрос, атмосферу, где остальные силы будут работать.
  2. «Это его пересекает». Препятствия в данном деле. Если карта положительная, значит, противостоящие силы не будут значительными, или что-то хорошее само по себе не принесет добра в данном контексте.
  3. «Это коронует его». Цель или идеал вопрошающего. Лучшее, чего можно достичь в данных обстоятельствах, но еще не ставшее реальностью.
  4. «Это под ним». Основание или фундамент ситуации, который уже стал реальностью, и который сигнификатор сделал своим.
  5. «Это позади него». Уже прошедшее или проходящее в данный момент влияние.
  6. «Это перед ним». Влияние, которое вступает в силу и будет работать в ближайшем будущем.
  7. Он сам. Позиция или отношение самого вопрошающего в данных обстоятельствах.
  8. Его дом. Окружающая его среда и действующие там силы, имеющие влияние на вопрос.
  9. Его надежды и страхи по данному вопросу.
  10. Что будет. Окончательный результат. Кульминация, которую приносят остальные карты.

Так же, как и сама колода Уэйта, расклад «Кельтский крест» остается популярным по сей день, и многие специалисты в области Таро, вполне способные составлять собственные расклады, все же предпочитают, упрощая для себя задачу, следовать заготовленному Уэйтом шаблону.

Таро как путь к развитию способностей

Иногда можно встретить необоснованные утверждения о том, что предсказательные практики с помощью Таро – это якобы какая-то низшая форма магии, незаслуживающая внимания настоящих мастеров Оккультной Науки. Приведенные выше расклады должны были убедительно доказать, что это не так. Все они пришли к нам от людей, которые видели в колоде Таро не средство к удовлетворению праздного любопытства, а высочайший гений божественной мудрости. Тем не менее, они нашли в своей работе место для того, чтобы использовать Таро также и применительно к повседневным вопросам. И действительно, сегодня нам становится все более очевидно, что все самое возвышенное и гениальное является таковым потому, что может раскрыть глубину даже в самом мелком и приземленном. Если некий метод претендует на истину, нужно быть готовым доказать ее в том числе и на самых банальных и очевидных примерах, где результат будет доступен взору каждого.

При всем этом среди последователей Магии часто встречается условное разделение между «гаданием» (fortunetelling) и «прорицанием» (divination). Последнее происходит от слова «божественный» (divine) и означает развитие высших духовных способностей в человеке. В этом процессе карты служат лишь вспомогательными средствами, необходимыми на начальном этапе. С этой целью методы прорицания с помощью Таро преподавались в знаменитом Герметическом Ордене «Золотая Заря». Исраэль Регарди, оставивший последующим поколениям наиболее полное изложение магической системы этого ордена, слегка пренебрежительно отзывался о шаблонных книжных толкованиях карт, однако с крайним почтением говорил о том, как Таро помогает развивать духовные силы. Приведем цитату из его введения к «Полной системе Золотой Зари»:

«Изучение различных видов прорицания может показаться трудным для понимания, если речь идет об ордене, претендующем на обучение методам духовного развития. Несмоненно, многие будут этим смущены. Прорицание часто относят исключительно к низшим оккультным искусствам – таким, как “гадание на судьбу” и прогнозирование будущего. В действительности же, насколько речь идет об ордене, основная цель этих методов состояла в том, что они стимулировали (как лишь немногие упражнения могут сделать) способности к ясновидению, воображению и интуиции. Хотя определенные прочтения и толкования символов Таро и Геомантии могут быть найдены в соответствующих книгах, подобные “правила большого пальца” не ведут к появлению точного описания духовных причин, стоящих за физическими событиями. Такие толкования подходят новичку в этом искусстве, поскольку ему требуются основы в виде точных определений, на которых он сможет построить собственные медитации. В реальной практике такие текстовые описания служат базой для работы внутренних способностей, предоставляя им трамплин, с которого они смогут “взлететь”. Короче говоря, попытка прорицать с помощью этих методов в огромной степени запускает в действие способности интуиции и воображения. Каждый без исключений обладает некоторой долей способности к прорицанию, которая различается лишь тем, насколько она готова проявиться. У большинства людей она пребывает в полностью спящем состоянии».

Вступившего в «Золотую Зарю» начинали знакомить с Таро уже со второй степени посвящения. В конце второй лекции, опубликованной в той же книге Регарди, мы находим довольно скупое описание структуры колоды. Очевидно, посвященные столь низкой степени еще не умели использовать Таро полноценным образом, но уже начинали привыкать к значениям арканов. Тем, кто достигал степени «Младшего Адепта», выдавалась так называемая «Книга Т» (Book T), содержащая описания и толкования карт Таро. Методы работы с Таро, прилагаемые в этой книге, достаточно комплексные и изложены на десятках страниц. Не станем приводить их здесь. Можем лишь отослать интересующихся к восьмой книге в «Полной системе Золотой Зари» для самостоятельного изучения.

Расклад для магических ритуалов

«Золотая Заря» была магическим орденом, обучавшим своих адептов использовать невидимые силы природы. В магической практике очень важно четко осознавать свои истинные намерения. Часто подсознательно человек стремится совсем не к тому, что декларирует вслух. Когда к магической операции примешиваются посторонние намерения, или когда основные намерения, движущие ею, несут в себе нечто деструктивное (о чем человек может не знать), результат бывает совсем не таким, как нам хотелось бы.

Вот почему многие практики магии рекомендуют заранее просматривать результаты магической работы с помощью Таро. Это позволит заблаговременно выявить скрытые мотивы, увидеть вероятный исход ритуала и решить, стоит его проводить или не стоит. В качестве примера приведем расклад «Расколотая Гексаграмма» из книги «Современная магия»[3] М. Д. Крэйга. Автор советует выполнять его перед тем, как творить «серую магию», то есть такую, которая направлена на изменение обстоятельств и привлечение событий в свою жизнь или для других людей.

Название этого расклада возникает из того, что карты в нем располагаются в виде двух треугольников, обращенных вершинами друг к другу. Верхний треугольник (карты 1-2-3) указывает на внешние духовные факторы, нижний (карты 4-5-6) – на то, что идет со стороны самого человека. Между треугольниками кладется завершающая карта (7). Значение карт следующее:

1 и 2. Неизвестные духовные влияния. Вторая сильнее первой.

  1. Духовный совет. Эта карта подсказывает, как лучше посмотреть на проблему или какое отношение к ней выработать.
  2. Неосознанные желания. То, чего мы хотим, но сами себе в этом еще не признались.
  3. Сознательное желание.
  4. Практический совет – действовать ли дальше или отменить магическую операцию?
  5. Результат. Эта карта показывает, к чему приведет исполнение того, что вы задумали, если продолжить действовать по намеченному плану.

В этом раскладе, по инструкции автора, должны участвовать только 22 старших аркана. Сам метод предельно прост и, очевидно, не дает детального и полного видения всех аспектов и нюансов. Однако его задача также проста: оградить начинающего мага от нечаянного причинения вреда себе или другим. Если в позицию 7 ложится негативная карта, стоит крепко задуматься над тем, что вы собираетесь сделать.

Как уже говорилось в начале статьи, все эти классические расклады полезны новичкам, которые еще не почувствовали себя комфортно с колодой в руках. В действительности работа с Таро совершенно не требует следовать какой-либо жестко расчерченной схеме. Напротив, более опытные практики пользуются своим инструментом гибко и способны в любой ситуации так сформулировать свои вопросы, чтобы просмотреть любые направления развития событий и вскрыть даже мелкие нюансы. О более «продвинутых» методах применения Таро будет рассказано в следующих статьях.

Примечания

[1] В оригинале эта книга называется «Таро средневековых рисовальщиков», однако на русском она была издана в 2009 году (София) под заглавием «Таро Магов». Данный расклад обсуждается в 3-й части книги, гл. 4-6.

[2] Глава 20 «Гадательное Таро в семи уроках», урок пятый.

[3] Современная Магия (Modern Magick), урок 1, часть 2.

    3 Комментария

  1. Мария
    15.11.2017
    Ответить

    Добрый день. Подскажите пожалуйста, почему в раскладе “Кельтский крест” пошлое справа, а будущее – слева находится. Меня учили (еще начинающая), что слева направо время идет. Заранее спасибо за ответ.

  2. Аватар пользователя
    Бецалэль Ариэли
    16.11.2017
    Ответить

    У самого Уэйта в его “Иллюстрированном Ключе к Таро” прошлое идет справа (карта №5), а будущее – слева (карта №6). В некоторых современных учебниках (например, “Таро Уэйта как система” А. Костенко) дан обратный порядок (там это карты 4 и 6). Думаю, это связано с тем, как вы воспринимаете движение времени. Поскольку в европейских языках привыкли писать слева направо, есть ощущение, что лево – прошлое, а право – будущее. Я, например, привыкший писать также и на иврите (справа налево), ощущаю скорее наоборот. Почему Уэйт (или те, кто пользовался этим методом до него) ощущали, что прошлое – справа, сказать не берусь.

  3. Аноним
    07.05.2023
    Ответить

    Скорее всего похоже на движение часовых стрелок. 3- это прошлое, а 9 – это будущее.

Оставьте ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

пять × три =